Если неприятно ходить по грязному подъезду…
Внимание, прикованное к ЖКХ, в последнее время только усиливается. Предстоящий до 1 марта выбор способов управления нашими домами многих повергает в шок: незнание происходящего и совершенное отсутствие представления – что нас ждет – только усиливает недоверие к коммунальной реформе. Главный вопрос – за что платим? Почему годами вносимая оплата за текущий ремонт и обслуживание жилья не превращается в чистые подъезды? Почему ответы работников ЖКХ на наши вопросы больше напоминают ребусы? Я уже не говорю о грубых ответах…
Организаций, контролирующих деятельность ЖКХ, куда можно обратиться ульяновцам за помощью – не так много. (Напомню телефоны областной жилищной инспекции, призванной защищать наши права в коммуналке: 44-16-20, 44-18-57. Работает инспекция по письменным обращениям. Тем не мене, рекомендую сначала получить консультацию по этим телефонам.) Так что, в борьбе за свои коммунальные права мы чаще всего оказываемся один на один с системой. Тем не менее, оказывается, что с коммунальщиками можно бороться и в одиночку. Сегодня – рассказ о том, как житель нового города Владимир Сафонов заставил коммунальщиков отремонтировать свой подъезд. Рассказ подробный. Для того, чтобы яснее представить себе, как и что нужно сделать, чтобы заставить коммунальщиков отрабатывать наши деньги. Подробный потому, чтобы убедиться: Владимир Сафонов считает, что бороться и побеждать в борьбе за свои права можно и нужно.
Штрихи к портрету
Сафонов имеет среднее специальное образование. Он – не юрист, но специалистом в области прав собственника квартир его можно назвать на все 100%. Работает Владимир Васильевич электромонтером на «УАЗе». 5 лат подряд возглавляет профсоюзную организацию цеха. Но коммунальный судебный процесс, о котором я расскажу, у него не первый. Для чего я об этом? Да для того, чтобы поняли, что и вы это можете…
Ситуация, с которой все началось, я могу с полной уверенностью сказать, присутствует в 90% ульяновских домов. Итак…
Вялотекущий ремонт
В октября этого года Сафонов обратился в Заволжский суд с требованием к МУП ЖКХ «Новый город» (ответчику) отремонтировать его подъезд, взыскать неустойку за нарушение сроков оказания услуги, и выплатить компенсацию за моральный вред (ему неприятно ходить по грязному подъезду). Аргументы?
Оплату услуг Сафонов производит своевременно и задолженности не имеет. С МУП у него заключен договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг. Однако с 1998 года ответчик не производит текущий ремонт подъезда. Но когда Сафонов обратился с требованием отремонтировать подъезд, ему в этом отказали.
Каковы мотивы отказа? Задолженность (около 35000 руб.) жильцов, проживающих в подъезде, по уплате квартплаты и коммунальным платежам и отсутствие ремонта в подъезде в планах ремонта на 2005 год.
Договор – дороже денег
Поскольку между Сафоновым и МУП ЖКХ «Новый город» заключен договор, суд обратил внимание ответчика на условия договора. А в договоре МУП (извините за длинноты, но это чрезвычайно важно), указано, что «исполнитель (МУП) обязуется обеспечить предоставление коммунальных и иных услуг в соответствии с правилами, установленными нормативными актами РФ и Ульяновска», что «в состав платы за жилое помещение включается и плата за ремонт и содержание мест общего пользования». Еще в приложении к договору указано, какие виды услуг и какой организацией осуществляются. Содержание и ремонт общего пользования возложено на МУП ЖКХ «Новый город».
Более того, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилфонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 (запомните этот документ!) периодичность текущего ремонта устанавливается в пределах 3-5 лет. То есть периодичность текущего ремонта определена максимальным сроком в 5 лет. В случае Сафонова ремонт должны были сделать в январе 2004 года…
Обратил внимание суд и на статью 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребителю может быть выплачена компенсация за моральный вред, если между потребителем и исполнителем установлены договорные отношения, но они не исполняются
Суд решил…
И в конце октября суд принял решение, которым обязал МУП ЖКХ «Новый город» произвести текущий ремонт подъезда в срок до 31 декабря 2005 года. Взыскать с МУП ЖКХ «Новый город» в пользу Владимира Сафонова неустойку и компенсацию в возмещение морального вреда… Взыскать с МУП ЖКХ «Новый город» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 900 рублей… А ремонт в подъезде коммунальщики уже сделали…
От частного – к общему
По проблемам, возникающих с нашими домами, мы практически всегда обращаемся в наши ЖЭУ. Но вы, наверное, обратили внимание, что Владимир Васильевич подавал иск не к ЖЭУ, а к муниципальной управляющей компании. Потому что, говорит Сафонов, договор заключен именно с компанией. Такой договор должен быть заключен не только владельцами приватизированных квартир (как в случае Сафонова), но и проживающими в муниципальных квартирах. Это – первое.
Второе: независимо от того, платят или нет проживающие в вашем подъезде соседи за квартиру и коммунальные услуги, вы (если у вас нет задолженности) имеете полное право потребовать с коммунальщиков исполнения условий договора.
Третье: Правилами и нормы технической эксплуатации жилфонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 – это один из основных документов, которым регламентируются отношения коммунальщиков и квартиросъемщиков. В этих правилах все расписано до мелочей, вплоть до мелкого ремонта в подъездах и установки на подъездную дверь пружины с наступлением холодов. На нашей стороне и Закон РФ «О защите прав потребителей». Одна беда – самостоятельно отстаивать свои права мы не привыкли. Поскольку до сих пор считаем, что об этом должны позаботиться сами коммунальщики или местная власть… Что из этого получается – гадать не нужно…
Кстати, о власти
Владимир Васильевич показал мне еще один любопытный документ – постановление гордумы Ульяновска от 25 мая 2005 года «Об утверждении состава экспертного совета комитета по городскому хозяйству, промышленности, транспорту и связи». В состав комитета входят 6 человек, в том числе и Владимир Сафонов. В комитете – люди разных профессий и видов деятельности: от начальника планового отдела «Водоканала» до работников профсоюзов. Но. До сегодняшнего дня комитет ни разу не собирали. Почему – вопрос к городской думе. Если в комитет входят такие упрямые люди, как Сафонов, на мой взгляд, дума только выиграла бы в наведении порядка в коммуналке. А, быть может, этот порядок ей вовсе не нужен? Иначе, почему не воспользоваться услугами энергичных и знающих людей?
Быть может, местная власть не интересуется мнением Владимира Сафонова еще и потому, что его взгляд на 1 марта 2006 года не совпадает с тем, как проводится у нас коммунальная реформа? Ведь, говорит Сафонов, прежде чем передать многоквартирный дома на полное содержание жильцов, их необходимо отремонтировать. Как это делается при передаче домов с баланса предприятий, например, в ведение муниципалитета. Ведь закон предусматривает в этой процедуре либо предварительный ремонт домов, либо передачу местной власти предприятиями денег, необходимых для ремонта домов… А то ведь как может получиться после 1 марта: несмотря на то, что большинство подъездов Ульяновска (частный случай) не ремонтировались около 10 лет, с 1 марта мы должны будем забыть об этой «задолженности»…
P. S.
Описанный судебный процесс, выигранный Сафоновым у коммунальщиков – не первый. И раньше он выиграл у них неоднократно. Поэтому сейчас в его отремонтированном недавно подъезде, на всех лестничных клетках светятся под плафонами (!!!) лампочки. И еще, напоследок. Что ты прешь против системы, – предупреждали его некоторые работники МУП ЖКХ «Новый город». Но он, тем не менее, «попер». Что из этого получилось – вы уже знаете. «Я даже получаю от этого моральное удовлетворение», – сказал мне Владимир Васильевич на прощание…