“Членовоз” для генсека
Ульяновские молодожены катаются на “Чайке”, развозившей когда-то поп-звезд и генсека Брежнева
С саратовским водителем Юрием Мироновым я познакомился случайно: увидел в центре Ульяновска роскошный лимузин со свадебными украшениями и не мог не подойти, чтобы рассмотреть его.
– Что, нравится? – улыбнулся мне сидевший за рулем авто представительный мужчина. – Я ведь раньше дипломатом был, эту “Чайку” мне выдали вместо зарплаты в правительственном гараже. Теперь вот в Саратове живу, вожу свадьбы и звезд эстрады здесь и в окрестных городах.
Узнав, что я журналист, Юрий Николаевич согласился рассказать историю необычной машины и раскрыть секреты своих знаменитых пассажиров.
В 92-м в Анголе, где Миронов много лет проработал советником в посольстве, его ранило. Неделю дипломат находился между жизнью и смертью в реанимации. Чудом выкарабкался.
– Вернувшись на родину, я отправился в МИД получать зарплату за последние два года. Но в бухгалтерии развели руками: “Извините, денег нет. Внешэкономбанк все счета заморозил”. И предложили в счет зарплаты взять две машины “Чайка”, – рассказывает Юрий Миронов. – Первую я пригнал с Фороса. Горбачевский лимузин был: госномер “55-55 КРБ”, редкие в те времена тонированные стекла. Еду с Крыма – на всех постах ГАИ мне честь отдают. Приехал в Саратов – та же история. Вскоре мне пришлось от “Чайки” Горбачева избавиться. Ее же, украинскую, надо было растаможивать, 27 миллионов в тех деньгах отдать. Денег таких у меня не было, вот я и подарил ее московскому цирку Терезы Дуровой, где тогда старший сын работал. На ней цирковые до сих пор катаются…
Вторую “Чайку” мне выдали в Москве, в гараже Совета Министров. Это был персональный “членовоз” экс-министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе. С авто сняли бронированные стекла и спецсвязь: не положены они простому смертному. Зато броня в кузове осталась. Поэтому моя машина, как автобус, почти пять тонн весит. Все остальное – и коврик, и никелированные ручки, и стереосистема, и даже пепельницы – как при прежнем номенклатурном хозяине.
А в 97-м к Миронову заявились четверо сотрудников госбезопасности Грузии. Предложили продать раритетную “Чайку” – мол, Эдуард Амвросиевич по ней сильно скучает. Сулили 20 тысяч долларов. Да Юрий президентским посланникам отказал. В тот вечер ему предстояло отвезти из речного порта на концерт Иосифа Кобзона.
– Он стал моим первым знаменитым пассажиром. Я тогда наших чинуш от позора спас. Целая толпа приперлась встречать Иосифа Давыдовича, а цветы ни один не додумался купить! Хорошо, у меня был с собой букет. Наш министр культуры выпросил его у меня и вручил Кобзону. А меня начали нанимать шофером большинству приезжающих в город “звезд”.
Пьяный Филипп чудом не погиб
Ранним утром Миронов вез Филиппа Киркорова с концерта в одном из маленьких городков Саратовской области. После устроенного местными властями банкета Царь российской эстрады едва держался на ногах.
– Где-то на середине пути решили остановиться, перекусить, – рассказывает Юрий Николаевич. – Расстелили прямо на капоте “Чайки” скатерть. И пока охранники Киркорова завтракали, тому с пьяных глаз взбрело в голову покуролесить. Вышел Бедросович на середину трассы, раскинул руки в стороны и в такой позе замер. Навстречу ему мчится “КамАЗ”. Слава богу, водитель заметил артиста и резко затормозил. Еще чуть-чуть – и Филипп точно оказался бы под колесами грузовика. Из кабины “КамАЗа”, громко матерясь, выскакивает взбешенный дальнобойщик и лезет драться.
Заплетающимся языком, Филипп ему совершенно спокойно:
– Ты что, не узнаешь меня?
Водила начинает его разглядывать и понимает, что чуть не сбил в дупель пьяного “Зайку”.
– Если у меня не глюки, то ты Киркоров! – только и смог вымолвить он.
Беднягу-дальнобойщика, который долго еще не мог поверить в случившееся, мы уговорили позавтракать с нами. А Филя в знак примирения оставил ему автограф, прямо на капоте “КамАЗа” фломастером вывел: “Моему другу на память от Филиппа Киркорова”. И снизу приписал: “ГАИ не останавливать!”
Тот визит “звезды” на Волгу закончился не без происшествий. Из гостиницы у Киркорова украли дорогой спутниковый телефон. Он был в не себя от злости. Чтобы хоть как-то задобрить певца, местные власти решили подарить ему на память гармошку.
– Ну, теперь Борисовна у меня попляшет! – захохотал Филя.
Образцова соскучилась по вишне
Организаторы саратовских гастролей Маши Распутиной доверили Миронову встречать ее у трапа самолета.
– По дороге в гостиницу мы с Машкой весь ее репертуар дуэтом перепели, – смеется Юрий Николаевич. – Проводы Распутиной тоже на мне оказались. Подогнал я лимузин прямо к
Як-40, давай таскать из салона многочисленные коробки и чемоданы. На прощание расцеловался с Машкой, уехал. А только по дороге вспомнил: из багажника-то вещи не выгрузил! Помчался в аэропорт, с включенными фарами, чтобы пилот меня заметил и не улетел, выруливаю на взлетно-посадочную полосу. На всю жизнь мне запомнится перекошенное от злости лицо Распутиной в иллюминаторе. И как она мне грозит кулаком…
Проезжая мимо овощного рынка, гастролирующая в Поволжье знаменитая оперная прима Елена Образцова увидела бабушку с ведром вишни.
– Юра, хочу вишни! Остановите, куплю! – попросила Миронова Елена Васильевна.
– Я предложил отвезти Образцову к себе на дачу. Там, говорю, прямо с дерева нарвете, сколько надо, – рассказывает Миронов. – Как по узкой грунтовке на “Чайке” проехал – отдельная история. Посмотреть на живую Образцову сбежались человек пятьдесят дачников. Натаскали ей овощей-фруктов. Кто-то принес живых раков. Елена Васильевна была в восторге: “Я их никогда живьем не видела!” Тогда я пригласил ее после концерта к себе домой на ужин раков варить. Но, видно, не судьба. Мне на мобильный позвонил один из наших шоу-бизнесменов. И, чуть не плача, попросил срочно ехать в аэропорт встречать Киркорова: “Филипп капризничает. Пытались другую машину подсунуть – не хочет! Говорит, только с Юрой на “Чайке” поеду! Выручайте, а то улетит обратно!” Я пытался отказаться: мол, сегодня ужинаю с Образцовой. Но тот заладил: “Помогите!” Уговорившись с Еленой Васильевной поесть вареных раков в следующий раз, я рванул в аэропорт. Но пока это сделать так и не получилось. Увы!
Кстати
* Официально первая “Чайка” ГАЗ-14 была собрана 14 октября 1977 года к 60-летию Великого Октября. Но на самом деле, первый владелец у машины появился годом раньше. Это был большой, во всех смыслах, автолюбитель – Леонид Ильич Брежнев. “Чайка” № 1, темно-вишневого цвета, была подарена ему на 70-летие. Впоследствии лимузины красили только в черный цвет.
* На “Чайках” ездили крупные советские и партийные чиновники. Также Москва щедро раздаривала лимузины дружественным режимам. Так, один из “членовозов” оказался во Вьетнаме. На его базе сделали холодильник для перевозки забальзамированного тела местного вождя Хо Ши Мина.
* В 1988 году, в разгар борьбы с привилегиями, использование “Чайки” было запрещено, чиновников пересадили на “Волги”. Затем “советский ролс-ройс” вообще сняли с производства, показательно уничтожили всю технологическую оснастку и рабочую документацию.
* В 1996 году на ГАЗе подумывали о “реанимации” лимузина. Но повторная разработка была признана экономически нецелесообразной. Возрождения не состоялось.
* Всего было собрано 1114 машин. Все – исключительно вручную. Даже на проводках приклеены бирочки с фамилией мастера. Чтобы потом в случае чего было с кого спросить.