ПОГИБ ЗА РОДИНУ

27 декабря страна мирно готовилась к Новому году. Центральные телеканалы вещали нам об Украине, «Газпроме» и большой политике. О чем они не говорили, так это об ожесточенном бое в поселке Осман-Юрт Хасавюртского района Дагестана. 27 декабря на границе с Чечней погибали наши ребята…

Сведения о спецоперации в Осман-Юрте разрозненные. Что именно произошло в этом селе, точно неизвестно. Сводный отряд спецназа выехал по конкретному адресу. По одним данным — проводил обыск, по другим — получил информацию о заложниках. Когда спецназовцы подъезжали к дому, раздались автоматные очереди…

— Боевиков очень трудно ловить, — рассказывают те, кто не раз бывал в Чечне. — Они выныривают, отстреляют рожок автомата, бросают оружие и бегут. Через полчаса ты его схватишь в соседнем квартале, а он уже — мирный гражданин.

Засада была хорошо спланирована — боевики стреляли с нескольких точек… Сколько продолжался бой, официально пока не сообщают. По нашим сведениям, он был долгим и ожесточенным. В результате было ранено трое спецназовцев. Один умер сразу, второй, спустя сутки — в больнице. Один из погибших — 24-летний ульяновский СОБРовец Сергей Переслегин…

Племянник героя

Мы посетили сослуживцев Сергея на следующий день после его гибели. И узнали, что он — племянник того самого ульяновского героя, который погиб, спасая детей, при штурме школы в Беслане — Дмитрия Разумовского («МГ» писала о нем в сентябре 2005-го).

В СОБР (недавно отряд переименован в Управление Милиции Специального Назначения) каждый попадает своей дорогой. Три года назад Сергея Переслегина, работавшего обычным участковым в Заволжском РУВД, заметили и перетянули в СОБР сами спецназовцы.

— Целеустремленный до одури, — говорят о Сергее друзья. — Впитывал все, как губка, обучался очень быстро. И прозвище у него было — «Студент».

В этом году Сергей досрочно получил звание капитана. Легко соглашался на боевые командировки, за свою короткую службу в СОБРе успел трижды побывать в Чечне и пробыл там, в общей сложности, больше года. Семья отпускала его без споров: почти все мужчины у Переслегиных — кадровые офицеры. И только в последний раз родители сильно тревожились за его жизнь. В ноябре на полдороге к УВД, откуда была назначена отправка в Чечню, у них… заглохла машина. Отец сразу понял, что это нехороший знак, но менять что-то было уже поздно…

«Это все, что останется после меня»

Сергей — не из тех, кто уходит, ничего после себя не оставив.

— В 2003 году, — рассказывают спецназовцы, — в день ВДВ, к нам (мы тогда были в Чечне) привезли московских артистов. Они выступали недолго, а потом вышел Серега с гитарой и стал петь. Заткнул их за пояс! Артистам мы так не аплодировали, как ему, это точно.

Песни и стихи сына — самое трогательное, что осталось теперь у матери Сергея Ольги Александровны. Ей было трудно разговаривать с корреспондентами. Она просто включила нам аудиокассету с его песнями под гитару и… заплакала.

Самое хрупкое, что оставил Сергей на этой земле — это Маша. Он безумно любил эту девушку. Год назад они поженились. Один из спецназовцев сказал нам, что Маша ждет ребенка… Если это правда, то этот малыш — самое дорогое, что оставил Сергей родным, уходя навсегда.