Дело – табак

Курильщики со стажем, наверное, помнят тот злополучный 1992 год – год шоковой терапии по-гайдаровски, когда с прилавков магазинов внезапно исчезли табачные изделия, и народ, следуя примеру предыдущих смекалистых поколений, перешел на махорку и самосад. В присутственных местах запахло жженой бумагой, начальство обзавелось трубками, и повсюду слышались почти гоголевские фразы: “Иван Иваныч, а не попробуете ли вы моего табачку? Тесть из деревни прислал!”

И вдруг, как чертик из табакерки, на симбирскую невспаханную целину выскочил 22-летний Миша Урясов, выпускник Ульяновского педагогического института, которому из-за вышеозначенной проблемы так и не довелось поработать, согласно диплома, учителем физики и информатики. На улице К.Маркса, бывшей Дворцовой, он разместил табачный киоск, а в подвале мебельного магазина – оптовый склад все той же продукции. Ликующий обыватель, вытряхивая из карманов опостылевшую махру, ринулся в “Дворцовый ряд” (именно так назвал М.Урясов свою фирму)! курительные трубки также были заброшены в ящики письменных столов, а в присутственных местах теперь уже говорили: “Нет, Иван Никифорович, “Мальборо” все-таки лучше, чем самосад, который ваш тесть из деревни прислал!”

Через несколько лет худой, угловатый, похожий на провинившегося школьника, директор “Дворцового ряда” возьмет под свой контроль чуть ли не весь табачный рынок Ульяновска, будет ворочать миллионами и станет, согласно рейтинга «Freelance Bureau», одним из влиятельнейших предпринимателей региона.

1. Во всем виноват Рогов

Тогдашний директор Ульяновского облторга Юрий Рогов впоследствии признавался:

– Каюсь, моя вина! Проморгал табачный рынок…

И было отчего: торг срочно приватизировался, Рогов делил акции – себе, говорят, отхватил львиную их долю, – в частную собственность уходили базы, транспортные средства, магазины, консервы с морской капустой и пустые бутылки вместе с тарой, – об общественных интересах думать было недосуг!

А в это время, по легенде, к Анастасии Ковалевой, заместителю губернатора по торговле, забрел Урясов-старший, давний ее приятель:

– Васильевна! Выручай! Мой оболтус институт закончил, коммерцией решил заняться – прикажи своим чинодралам разрешение выдать на парочку табачных киосков в центре города…

– Разве что на парочку… Не успели оглянуться –

добрый десяток табачных лавок проклюнулся в многолюдных местах. Спохватившийся Рогов завез сигареты в свои магазины, но народ по-прежнему шел в “Дворцовый ряд” – там они были дешевле, ибо неповоротливая громада централизованной облторговской системы не поспевала за изменениями конъюнктуры рынка: несостоявшиеся физики и лирики, а также примкнувшие к ним бывшие офицеры (“Надоело, знаете ли, без гроша в кармане родине служить!”) оказались расторопнее торговых генералов и генеральш.

Вообще, Ю.Рогов, сменив А. Ковалеву и став доверенным лицом губернатора Ю.Горячева, сыграет в дальнейшей судьбе нашего героя роль некоего стимулятора – по принципу борьбы двух противоположностей: первый бьет и не пущает, второй же – становится крепче и изворотливее.

Но это будет потом, а пока же…

2. Аппетит приходит во время еды

Как бы ты себя ни уважал и сколько бы пядей во лбу у тебя ни было, но кто такой владелец нескольких киосков и арендованного подвала в мебельном магазине? Обыкновенный лавочник, торгаш! И приходится кланяться всем – и чиновникам, власть предержащим, и налоговой инспекции, и милиции, и пожарным, и рэкетирам,- всех не перечесть! Чуть заведется денежка в кармане – они тут как тут, рвут тебя на части, режут на куски, – никакого спасения нет! Единственный выход – самому стать властью…

В Ульяновскую городскую Думу первого созыва (1996 г.) на этапе предвыборного марафона коммерсант валил на регистрацию в избирком, словно там бесплатно раздавали лицензии на право торговли алкогольной продукцией. И в первых рядах был Михаил Урясов. Пришлось раскошелиться на группу поддержки, на газетные статьи, телевизионные ролики, на подарки пенсионеркам-избирательницам -от этих отдача круче всего: вручишь кулечек с копеечными леденцами, а шуму -на целый доллар, весь подъезд в доме только о тебе и гудит!

Итог известен: недаром газеты назвали тогдашнюю городскую Думу «купеческим собранием». Сегодня, по прошествии нескольких лет, думается, что этим сравнением журналисты несколько даже подольстили ей, ибо с дореволюционными купцами у нас в сознании ассоциируются широта российской души, щедрость, удаль, честь и достоинство, а здесь в одном кругу оказались мелкие и изворотливые лавочники, которые сразу же предали забвению все свои высокие предвыборные слова.

За первые два года своего муниципального законотворчества думцы успешно продолжили “прихватизацию”, начатую их предшественниками во главе с бывшим майором Н.Повтаревым. “Отличились сам председатель Думы В.Гвоздев, он же генеральный директор фирмы “Фактум”, и его коллега М.Урясов, генеральный директор фирмы “Дворцовый ряд”, -под свои офисы, магазины и складские помещения они заполучили такое количество муниципальной собственности, какое посчитали нужным. И вскоре подали в отставку: очень уж надо горбатиться на чужого дядю, когда собственное дело стоит?!

Газетная хроника тех дней скромно отметила: “В Ульяновской городской Думе произошли кадровые изменения: Михаила Урясова, возглавлявшего комитет по бизнесу и финансово-экономической политике, на этом посту сменила депутат А. Балакишиева. Михаил Урясов подал в отставку, аргументируя своё решение трудностью совмещения должности председателя с предпринимательской деятельностью”.

Алсу Балакишиева, генеральный директор АО “Темп”, также потом наверстает свое, как, впрочем, и ряд других депутатов…

3. Не согрешишь -не покаешься

Газетная хроника тех дней, однако, умолчала эпизод “разноса”, который устроило своим подчиненным возвратившееся с отдыха в Анапе первое лицо области:

– Ни на кого положиться нельзя! Стоит мне только уехать куда-то на неделю, обязательно что-нибудь произойдет: в прошлый раз двое хапуг-коммерсантов у вас увели здание “Роспечати” и всю сеть киосков для розничной торговли газетами, а на этот раз – бывшую базу «Росгалантереи» (пр-т Гая, 100) вместе с подъездными железнодорожными путями “прихватил” какой-то табачный лавочник. Рогов, ты виноват?

– Каюсь!

– Я не поп, каяться не надо. Лучше исправляй положение!

Положение Ю. Рогов исправлял несколько оригинальным способом.

– Михаил! – сказал он депутату-коммерсанту. – Забудем все, что было, если согласишься вложить десяток-другой миллионов в АО “Южное” (бывший Железнодорожный райпищеторг), которое в последнее время дышит на ладан, несмотря на титанические усилия его генеральной директрисы Мариэтты Мхитарян. Вложишь? – Вложу! А акции будут? – Непременно!

Акции М.Урясов не получил и – от греха подальше! – быстренько отозвал свои миллионы, за что с этого момента стал объектом как язвительной критики на селекторных совещаниях, так и пристального внимания налоговиков, пожарных, санитарных врачей, гос-торгинспекции и т.д. и т.п., всех тех, кто рвет тебя на части и режет на куски. Одновременно был запущен также слух о не совсем высоких моральных устоях депутата-коммерсанта, злые языки говорили, что на недавно купленной турбазе близ Красного Яра со своими друзьями-приятелями он устраивает чуть ли не “афинские ночи”, для чего, собственно, и обнес трехметровым забором этот объект для развлечений. В ответ М.Урясов срочно женился на собственной секретарше, а общественности предъявил профсоюз работников “Дворцового ряда”, который публично встал на защиту своего шефа, утверждая, что вышеозначенная турбаза – любимое место отдыха всего коллектива.

Отметим, что к этому времени, будучи освобожден от тяжкого бремени председателя комитета Думы и сосредоточен на предпринимательской деятельности, М.Урясов добавил к своему бизнесу, разумеется, с одобрения своих коллег-депутатов и в соответствии с договорами, заключенными с КУГИ, следующие объекты муниципальной собственности:

– бывший магазин “Мебель” по ул.К.Маркса (тот самый, с подвалов которого и начинался “Дворцовый ряд”);

– магазин “Мебель” по ул. Пушкарева;

– магазин “Продукты” по пр. Нариманова, – магазин…

Впрочем, не будем занимать газетную площадь длинным перечислением, тем не менее, скажем, что розничная сеть фирмы к концу 1999 года составляла 30 киосков и 4 павильона, специализирующихся на торговле в основном табачными изделиями, и 18 магазинов, в которых был представлен полный ассортимент продуктов питания, алкоголя и табачных изделий. В собственности компании имелись складские и служебные помещения общей площадью более 16 000 кв. м.

4. Как развалилась Дума

Когда “Дворцовым рядом” был уплачен наложенный фискальными органами очередной штраф, эквивалентный стоимости двух автомобилей “Волга”, ибо наш герой, как и все его друзья-бизнесмены, был не прочь уйти от налогов (что, скорее всего, и практиковал регулярно!) – ему все-таки пришлось идти с покаянием в высокий кабинет…

Рассказывают, по окончании этой процедуры Ю.Рогов сказал депутату-бизнесмену, повторив недавние слова шефа:

– Я не поп, каяться не надо! – и неожиданно добавил. – Двинем-ка мы тебя лучше в Законодательное собрание, нам такие люди там нужны!

Забегая вперед, скажем, что в ЗС наш герой так и не попал, победил его соперник – главный пивовар города А.Литвинов. Впрочем, чувствовалось, что М.Урясов не очень туда и стремился. Установившаяся крепкая дружба с областной властью и без депутатства позволила в дальнейшем присоединить к “Дворцовому ряду” пищекомбинат “Волжский”, Вешкаймский маслосырзавод и ряд других объектов.

В апреле 1999 года в городской Думе разразился скандал, связанный с назначением первым вице-мэром О.Казарова. Депутаты сначала утвердили это назначение, а затем выступили с заявлением о сложении с себя полномочий в знак протеста против «келейного решения мэрии» протащить через городскую представительскую власть своего назначенца. «Для нас это единственная возможность спасти свое лицо и защитить интересы своих избирателей», – говорилось в заявлении, текст которого, по словам одного из них, был составлен в обладминистрации и опубликован в областных СМИ. Депутаты подписали заявление после беседы с заместителем губернатора Ю. Роговым в присутствии депутата ЗС О. Горячева. Среди “подписантов” была и фамилия М.Урясова. Эксперты так и не поняли смысла этого политического кульбита, ибо развал Думы, наоборот, укреплял позиции мэра и того же О.Казарова. Некоторые из наблюдателей связывали этот факт с предполагавшейся, но так (на тот момент) и не состоявшейся приватизацией гостиницы “Венец”, Центрального рынка, Дома быта и других крупных объектов муниципальной собственности. По-видимому, у наших депутатов-предпринимателей были какие-то свои интересы, коли они пошли на такой шаг.

Так или иначе, но глава “Дворцового ряда” в депутаты больше не выдвигался – похоже, все, что хотел от власти, он уже получил.

5. Вот уж повеселимся!

С приходом в область генерала В. Шаманова тучи над нашим героем несколько сгустились, поговаривали, что пришлые варяги чуть было не отозвали у него лицензии на право продажи алкоголя и табака, однако, как видно, М.Урясов сумел найти и на этот раз общий язык с властью. Кстати, имея за спиной мощную поддержку в лице представителей международных табачных компаний British American Tobacco, Japan Tobacco Int., Philip Morris и российских производителей табачных изделий – «Балканская звезда» и «Донской табак», прямым дистрибьютором которых «Дворцовый ряд» являлся во всем Поволжском регионе. Вот цифра, которая, к примеру, говорит сама за себя: в период 1998-2000 гг. М.Урясову и группе его компаний удалось увеличить объемы продаж табачных изделий в 6 (!) раз.

Тем не менее, в последующие годы свои позиции он несколько сдал – видно, сказалась расторопная деятельность заезжих менеджеров В. Шаманова, открывших ульяновский рынок для всякого рода проходимцев,

Среди инвестиционных проектов 2002 года промелькнул однажды пищекомбинат “Волжский”, принадлежащий «Дворцовому ряду» и выпускавший пряники. Этот комбинат задумал грандиозное действо по производству винных изделий из сырья, поставляемого виноделами Молдавии, Грузии, Крыма, Ставрополя и даже Италии. Стартовый объем спиртного планировалось довести до миллиона литров в месяц! Ульяновцы было подумали, что чертик из табакерки, превратившись в зеленого змия, вот-вот переместиться в винную бочку.

Но вместо этого наш герой ушел… в религию! В прямом и переносном смыслах этого слова. В прямом – собрав вокруг себя группу религиозных фанатов. В переносном -полностью отрешившись от светских дел и передав управление «Дворцовым рядом» своему заму О. Лебеденко, наказав ему завязать крепкие связи с петербургской сетью супермаркетов «Пятерочка».

Недавно М.Урясов, исхудав от многочисленных постов, вновь встал у руля созданной им торговой империи. Что-то будет!? На Руси ведь любят бросаться из крайности в крайность. Может, вновь возродится проект насчет миллиона литров винных изделий? Вот уж попьем и повеселимся!