Тольяттинская рокировка

Поможет ли смена руководства на «АвтоВАЗе» улучшить автогиганта или это послужиттолчком к развалу всего российского автопрома? Весьма неожиданная смена руководства на «АвтоВАЗе» вызвала у экспертов неоднозначную реакцию

Одни считают, что это позволит оживить работу автогиганта. Другие, и их немало, полагают, что переход предприятия под контроль отдельных чиновничьих групп приведет лишь к стагнации производства и развалу сложной системы экономических отношений, на которой до сих пор держался российский автопром.

Напомним, 22 декабря минувшего года в Тольятти прошло внеочередное собрание акционеров ОАО «АвтоВАЗ». На собрании был полностью переизбран совет директоров автомобильного гиганта. В новый совет вошли в основном представители государства и государственных компаний. Это три топ-менеджера Внешторгбанка — Василий Титов, Валерий Лукьяненко и Андрей Пучков; два представителя «Рособоронэкспорта» — Владимир Артяков и Игорь Есиповский; глава Роспрома Борис Алешин, а также гендиректор ООО «Кате» Максим Нагайцев. Последняя структура считается дружественной все тому же «Рособоронэкспорту».

Новый состав управленцев и та стремительность, с которой крупнейший отечественный автомобильный гигант перешел под контроль новых лиц, позволяют сделать вполне однозначные выводы о том, кто был заинтересован в фактической национализации ОАО «АвтоВАЗ». Однако разнобой в комментариях правительственных чиновников, отсутствие определенности по вопросу смены управленческой команды автогиганта показывают, что у государства в целом нет единой позиции относительно дальнейшей судьбы ОАО «АвтоВАЗ», и более того, сам механизм перехода крупнейшего отечественного автозавода под контроль госпредприятий вызывает серьезные вопросы.

Действительно, глава Роспрома Борис Алешин, который возглавил совет по стратегии «АвтоВАЗа», неоднократно заявлял о разработке в недрах его ведомства комплексной программы по поддержке российского автопрома, оценивая ее реализацию в5 миллиардов долларов бюджетных средств. С другой стороны, в пресс-службе минпромэнерго, в структуру которого входит Роспром, выразили недоумение по поводу инициатив Алешина и отметили, что Роспром вообще является исполнительным органом, а не разработчиком программных документов. Подобные предложения готовятся самим министерством и им же вносятся на рассмотрение правительства, что и было проделано в мае 2005 года,

когда был одобрен очередной этап действующей программы развития отечественного автопрома. Сам министр Виктор Христенко и вовсе заявил, что не знает, с какой целью государство и государственные компании вмешиваются в управление «АвтоВАЗом».

Одновременно вызывает серьезные вопросы сам механизм смены управленческой команды на ОАО «АвтоВАЗ». 27октября 2005 года неожиданно подает в отставку бессменный руководитель «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, тогда наблюдатели связали это с предстоящим переходом компании под контроль самарской Группы компаний «СОК», давнего и крупнейшего партнера автогиганта. «Соковцы» намеревались консолидировать крупные пакеты акций (более 60 процентов), находившиеся на балансе дочерних и зависимых предприятий «АвтоВАЗа». Однако в конце ноября появились сообщения об интересе к активам «АвтоВАЗа» со стороны компании «Рособоронэкспорт». По странному совпадению примерно в это же время начались проверки и выемки документов в московском, тольяттинском и самарском офисах «СОКа», а на самом предприятии высадилась группа милиционеров и представителей ФСБ, которые взяли на себя функции охраны объекта. А 22 декабря на внеочередном собрании акционеров ОАО «АвтоВАЗ» был утвержден новый состав совета директоров компании, в котором не оказалось не только представителей «СОКа», но и членов старой управленческой команды.

При этом полностью отсутствовала информация о каких-либо сделках по купле-продаже акций «АвтоВАЗа». Более того, на итоговой пресс-конференции, состоявшейся после собрания акционеров,

сам Борис Алешин заявил, что покупка акций предприятия даже не планировалась. Действующие акционеры вдруг в одночасье почему-то кардинально изменили собственные планы и свое отношение к прежнему менеджменту…

Оказывается, если верить словам нового главы совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Артякова, государство и «Рособоронэкспорт» не выступали в роли покупателя, а лишь делегировали эффективный менеджмент для развития «АвтоВАЗа». Но насколько эффективны будут управленцы, которые до этого вовсе не занимались проблемами автопрома? И здесь мнение экспертов вполне однозначно. «Рособоронэкспорт» специализируется на торговле оружием и военной техникой, а автостроительный бизнес — это совсем другое, утверждает Игорь Коровкин, руководитель комитета по техническому регулированию Объединения автопроизводителей России. Старший аналитик «Уралсиба» Вячеслав Смольянинов сомневается и в том, что «Рособоронэкспорт» сможет эффективно израсходовать те 5 миллиардов долларов, которые запрошены у государства на развитие «АвтоВАЗа».

В числе первоочередных задач, которыми собирается заняться новый менеджмент, является пересмотр отношений с иностранным партнером «АвтоВАЗа» компанией General Motors (GM), а также взаимоотношений с субподрядчиками и поставщиками комплектующих. Причиной недовольства сотрудничеством с GM стал, по словам нового гендиректора ОА «АвтоВАЗ» Игоря Есиповского низкий уровень рентабельности совместного предприятия. Хот по оценкам экспертов, оно в прошлом году было рентабельнее самого «АвтоВАЗа» почти в три раза.

Еще более сомнительно выглядят планы по изменению системы поставок комплектующих и системы дистрибуции автомобилей, которая сложилась на «АвтоВАЗе» за последнее десятилетие. Если в начале 1990-х годов производство запчастей, а тем более продажа готовых автомобилей тольяттинского производства были почти полностью криминализированы, то к началу нового тысячелетия у «АвтоВАЗа» установились четкие и прозрачные связи с поставщиками, определился круг постоянных партнеров и дистрибьюторов. Та же ГК «СОК» консолидировала почти половину всех поставок в системе своих предприятий, расположенных в нескольких регионах России, модернизировала производство на ряде предприятий. Что привело не только к росту качества автокомпонентов, но и к росту качества продукции самого «АвтоВАЗа».

Представители группы «СОК» не раз направляли госчиновникам предложения по решению проблем отечественного автомобилестроения, но они, равно как и предложения других российских автомобильных холдингов («Руспромавто», «Северстальавто»), не нашли почему-то поддержки в кабинетах чиновников. Развивать автопром решено традиционными чиновничьими средствами.

За разговорами о новых перспективах автогиганта может вполне скрываться банальный российский передел. А передел этот может стать толчком к развалу всей и без того дышащей на ладан российской автомобильной промышленности.