Буржуазия, мать ее
По числу миллионеров, казино и бутиков на душу нищего населения Россия вышла в мировые лидеры. Чем чаще у нас тонут батискафы, падают вертолеты и закрываются сельские больницы, тем больше наших миллиардеров входит в знаменитый “список Форбса”.
За 15 лет нам ни разу не сообщили о пуске нового крупного завода или шахты. Зато мы чуть ли не каждый день читаем о строительстве новых яхт, о бриллиантовых яйцах, щекочущих тщеславие хозяев России. На дороге, по которой ездит в свои загородные резиденции элита, рекламный щит предлагает брусчатку из малинового порфира для внутренних двориков новых дворцов: “Ваш дом ничем не будет отличаться от царской роскоши Кремля”, – соблазняет реклама.
ДУРНЫЕ ДЕНЬГИ – ДУРНЫЕ НРАВЫ
РОССИЯ вот уже несколько лет топчется на месте, которое придворные политологи ласково называют “стабильностью”. А правительство никак не может найти хотя бы десяток проектов, которые были бы выгодны не тому или иному олигарху, а России в целом.
Поразительно, но в бедной стране, где подавляющая часть населения еле сводит концы с концами, власть увязла в какой-то бессмысленной дискуссии на тему “Куда девать деньги?”. Их и в Стабилизационный фонд суют, и в валютные резервы Центробанка, и с заграницей досрочно расплачиваются.
А вот найти применение “нечаянно свалившемуся богатству” в реальном секторе экономики не могут. Берегут, чтобы растащить?
Судя по стремительному росту спроса на предметы роскоши, значительная часть долларовых потоков идет по-прежнему мимо казны в частные карманы. Газеты пишут о несоразмерных с экономическими показателями дивидендах (до нескольких миллионов долларов в год), которые сами себе выписывают акционеры частных компаний. Олигархическая вакханалия продолжается.
К сожалению, европейские стандарты буржуазной этики у нас не приживаются.
Одна из причин в том, что значительная часть буржуазии вышла из криминала. Бывшие “братки” хотя и поснимали золотые цепи толщиной в палец, но от них по-прежнему попахивает кабаком и “малиной”.
Другая часть новой буржуазии, сделавшая состояния на блатной приватизации, тоже недалеко ушла. Незаработанные деньги не имеют ни счета, ни совести. К тому же гложет страх, что в случае смены курса и “левого крена” у них могут спросить: “Откуда вы, ребята? Не слишком ли широко раскрыли рот?” Отсюда и “деловой стандарт” новых буржуа: не вкладываться в длинные проекты, не выстраивать новый бизнес, а уводить деньги за кордон, скупать художественные ценности, бриллианты, землю, недвижимость (лучше за границей). Школа российской буржуазии пока не дала нам ни Генри Форда, ни Билла Гейтса. Зато в одном только Лондоне вместе с женами, чадами, а иногда и с прислугой осело больше 20 тысяч богатых россиян. Фактически вслед за деньгами из страны бежит и новая буржуазия.
А ЧТО ЖЕ ВЛАСТЬ?
СДЕЛАЛА ли она хоть что-то, чтобы привести в цивилизованное состояние свои отношения с “бизнес-элитой”? Увы, власть либо боится крупного капитала, либо выступает его сообщником. Высокопоставленное чиновничество, депутатский корпус, губернские царьки прекрасно вписались в разухабистый российский капитализм.
Пока чиновник при должности, он получает щедрые откаты и взятки за услуги. В случае же отставки крупные чиновники, влиятельные депутаты, проворовавшаяся региональная элита рассчитывают не просто на то, что их “отмажут” в суде, но и на то, что пристроят на хлебные места в советах директоров или в разного рода фондах. В худшем случае пожалуют “чрезвычайного и полномочного посла”.
«ОБОГАЩАЙТЕСЬ!»
Сложилась парадоксальная ситуация. Страна идет по пути буржуазного развития. Но национальной буржуазии (мотора для движения в этом направлении) – нет. Есть группа обогатившихся в ходе приватизации (часто очень неглупых) людей, которая любит называть себя элитой. У нее нет интересов, совпадающих с интересами страны и населения. А следовательно, нет и идеологии, кроме лозунга “Обогащайтесь!”. Правы те, которые говорят, что “они (олигархи) умеют только “купи-продай”.
А МЕЖДУ ТЕМ
отсутствие национальной буржуазии является не только серьезным тормозом для экономического развития страны, но и угрозой политической стабильности. При отсутствии в обществе здоровой, национально ориентированной буржуазии в политику из всех щелей лезут иные силы – националисты, “силовики”, криминальные структуры (особенно в регионах), кликуши с обоза ЛДПР, “политическая попса” из прокисшего СПС, а иногда и просто талантливые прохиндеи.
Есть ли надежда, что ситуация изменится и нормальная буржуазия у нас все-таки появится? На какой грядке будут ее всходы? Наиболее перспективной средой является средний бизнес.
Тот, который все сделал своими силами, не имеет бандитской или приватизаторской “кредитной истории”, который хочет работать и жить в своем отечестве, а не “делать ноги”.
Пока же власть по-прежнему окучивает узкую олигархическую грядку. Надеется на взаимность? Напрасно…