Ульяновцы покорили Испанию
В начале января в Испании состоялся Традиционный Новогодний фестиваль музыки Штрауса, в котором участвовало около 60 оркестров из разных стран, в том числе, 7 – из России, и среди них – Ульяновский симфонический оркестр. С просьбой коротко рассказать об этих гастролях мы обратились к Андрею Юрьевичу Трофимову, артисту Ульяновского государственного академического симфонического оркестра (габой).
– Как часто оркестр бывает в зарубежных поездках?
– Приятно, что оркестр, который был в России всегда на хорошем счету среди профессионалов, который неофициально называли и называют «Звездой русской провинции», наконец-то стал выезжать за рубеж. Во многом, это произошло благодаря новому молодому интересному дирижеру Константину Баркову. Мы дважды были во Франции, выезжали в Германию, и уже в этом году (уже второй раз) – в Испанию. Нас приглашают и повторно, что тоже показательно. Первый раз народ можно собрать и на зайца, который на барабане стучит – а потом интерес уже пропадает. А испанцы нас в мае ждут снова. Мы уже неплохо освоили географию Испании – в первую поездку мы посетили больше городов, зато во вторую нас ждали более крупные города – 3 концерта в Бильбао, в Барселоне, несколько концертов в Мадриде.
– Есть ли разница в подборе репертуара – в России и за рубежом?
Да, разница принципиальная. Здесь все вопросы, связанные с репертуаром, решает руководство оркестра с учетом пожеланий коллектива, а на зарубежных гастролях мы е можем диктовать свои условия – играем то, что заказывает принимающая сторона. В Испании примерно половина программы была из новых для нас произведений – играли буквально с листа.
– Как вас принимала испанская публика?
– Все концерты проходили при полном аншлаге, даже ночные. Да, некоторые концерты начинались полдвенадцатого ночи, и не потому, что публика там предпочитает слушать музыку ночью – просто такой плотный концертный график. Но и в это время были полные залы, и это вдвойне приятно.
– А как выдумаете: почему в Испании классическая музыка пользуется несравненно большей популярностью, чем в России?
– В нашей стране у людей слишком много проблем. Если проводить параллели с гастрономией, то классическая музыка – это «деликатес», а людям сейчас в массе не до «заморской икры». В Испании бытовая сторона жизни налажена, и у людей есть возможность задуматься не только о хлебе насущном. Я не думаю, что там прослойка интеллигенции «толще», чем в России, но здесь люди пока слишком заняты выживанием.
– И каковы личные ощущения: есть надежда на лучшее?
Надежда всегда есть. Поэтому я, например, до сих пор и живу в России, хотя вся семья давно переехала в Германию. Я все-таки надеюсь, что через какое-то время многие из тех, кто уехал в Европу начнут возвращаться.