“Группа “Сок” основана в 1994 г., главное направление – производство автокомпонентов и автомобилей. Контролирует автозаводы “ИжАвто” (в 2005 г. выпустил 52 800 автомобилей) и “РосЛада” (22 100 автомобилей). В группу также входят сызранский завод “Пластик”, “Автосвет”, ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, “ВАЗинтерСервис”, “Кинельагропласт” и др. Оборот группы в 2004 г. – $2 млрд.

——————————————————————————–

Смена власти на “АвтоВАЗе” больно ударила по крупнейшему партнеру автозавода — группе “Сок”. В январе своих должностей лишились три ключевых менеджера дирекции по сбыту “АвтоВАЗа” — выходцы из “Сока”. Все они вернулись на прежнее место работы (Юрий Амелин стал первым вице-президентом “Сока”, а Александр Наметкин и Сергей Шабанов — вице-президентами). Вслед за тем “Сок” объявил о готовности отказаться от эксклюзивного контракта на поставки запчастей к машинам Lada, в случае разрыва которого “АвтоВАЗ” должен был выплатить в пользу “Сока” 14 млрд руб.

На этой неделе стало известно, что гендиректор управляющей компании “Сок-Automotive” Александр Соловьев покинул группу. Как сообщил “Ведомостям” вице-президент по связям с общественностью группы “Сок” Алексей Офицеров, должность гендиректора “Сок-Automotive”, который контролировал директоров входивших в него подразделений, была упразднена, а его функции принял на себя вице-президент группы Андрей Фролов, руководивший до сих пор ее техническим развитием.

В новых условиях владельцы “Сока” вынуждены строить, по сути, новый бизнес. И отвечать за него будет новый руководитель — 35-летний Алексей Савченков, который сейчас занимает должность первого вице-президента группы и отвечает за стратегию. По словам Офицерова, в ближайшее время будет подписан приказ о назначении Савченкова президентом группы — этот пост остается вакантным, с тех пор как в июне 2005 г. занимавший его Рустем Шиянов был назначен членом Совета Федерации от Ульяновской области.

Алексей Савченков стоял у истоков группы “Сок”. В 1994 г. в возрасте 23 лет он стал директором автоторговой фирмы ООО “Сок”, с которой начался бизнес группы. (В числе учредителей ООО значился и нынешний председатель совета директоров группы Юрий Качмазов — в прошлом году он был официально назван основным бенефициаром группы.) В 1998 г. Савченков перешел в дилерскую компанию “Сок ЛТД”. С 2000 г. работал заместителем директора ГК “Сок” и в том же году был переведен на должность первого вице-президента компании. “Он эффективный менеджер, очень гибкий и демократичный, но при этом, когда надо, может быть очень жестким”, — рассказал один из подчиненных Савченкова.

Источник в “Соке” рассказал, что Соловьев в группе работать не будет. По его словам, “у Соловьева есть свои бизнес-проекты”.

До перехода в 2003 г. в “Сок-Automotive” Александр Соловьев возглавлял принадлежавший “Соку” Промэк-банк (в 2005 г. он был продан французской банковской группе Societe Generale). Источник в “Соке” рассказывает, что Соловьев был нанят владельцами группы как публичный менеджер, который должен был помочь “Соку” наладить отношения с Kia Motors и создать группе имидж открытой компании.

По словам управляющего директора компании AG Capital Александра Агибалова, Соловьев — грамотный управленец, при нем “Сок” привлек средства на проект Kia Spectra, вышел на рынок облигаций. Он отметил, что публичные выступления руководства стали обычным делом в группе только после прихода Соловьева.

По словам источника, информированного о взаимоотношениях “Сока” и ВАЗа, после “развода” с “АвтоВАЗом” “Сок” нуждается в антикризисном управлении. “Большая часть бизнеса группы строилась на общении с “АвтоВАЗом”, — говорит он, — а новое руководство автозавода четко обозначило свое отношение к “Соку”, убрав их менеджеров из дирекции по сбыту, расторгнув эксклюзивный договор на поставку запчастей и уравняв цены на комплектующие “Сока” и других поставщиков”.

“Заводы по производству комплектующих у группы никто не отберет, но “Сок” может потерять выгодные поставки на “АвтоВАЗ”, — добавляет он.

Собеседник “Ведомостей” напомнил, что собственное автопроизводство “Сока” сейчас переживает кризис: завод “ИжАвто”, проектная мощность которого 120 000 машин, выпускает не больше 10 000 машин Kia Spectra в год, объемы выпуска автомобилей из машинокомплектов на “РосЛаде” в Сызрани снижаются.”