Во вторник, 31 января, Ульяновский областной суд вынес приговор по делу экстремистской террористической организации ваххабитского толка «Джамаат»

Оказавшиеся на скамье подсудимых восемь главарей и боевиков признаны виновными в разбойных нападениях, похищениях людей, умышленном убийстве, разжигании межнациональной розни и приговорены к различным срокам лишения свободы – от 2 до 22 лет. Здесь, на берегу Волги, весь этот джихад, бородатые ваххабиты и прочий «Аллах акбар» казались далекой южной экзотикой, вроде крокодилов – опасных и противных, но абсолютно не способных прижиться в наших условиях. Однако прижилось и пустило корни…

Крапивное семя

В 2002 году из Астрахани в Ульяновск приехал 32-летний Абдулхалим Абдулкаримов, по национальности – аварец. Широко образованный, владеющий несколькими языками, выпускник Каирского университета, он стал одним из имамов мечети в поселке Вырыпаевка на окраине областного центра. Однако вскоре прихожане заметили, что содержание проповедей их нового духовного пастыря серьезно расходится с канонами традиционного ислама и сильно отдает радикальным ваххабизмом.

Двери вырыпаевской мечети для Абдулкаримова закрылись. Однако миссионерская деятельность проповедника на этом не закончилась. К тому времени астраханский гость близко сошелся с директором фирмы «Баярд» Валерием Ильмендеевым. В свои 30 лет тот был истовым правоверным мусульманином. Но проповеди нового знакомого так изменили его взгляды на ислам, что Ильмендеев не только стал фанатичным приверженцем ваххабизма, но и предоставил квартиру в доме на улице Отрадной под «альтернативную» мечеть. Вскоре вокруг нее сформировался свой, весьма специфический приход, главой которого – амиром – стал директор «Баярда».

На улицу Отрадную зачастили «паломники» из районов области, а также из Татарстана, Чувашии, Башкирии и даже из Дагестана.

Однако Абдулкаримов не собирался ограничивать свою миссию лишь просветитель-ской деятельностью. Массовое обращение ульяновцев в ваххабизм и создание великого халифата от Кавказа до Поволжья требовали применения более радикальных методов воздействия. Для этого Ильмендеев свел духовного учителя с 30-летним жителем Ульяновска Сергеем Сандркиным.

«САПЛИВЫЙ» амир

До этой судьбоносной встречи Сандркин был обычным, средней руки бандитом. Его бригада из шести человек промышляла мелким рэкетом и крышеванием торговых палаток. Но бригадир грезил о большем. Ему хотелось стать крестным отцом районного масштаба. Однако эта хлебная «должность» была прочно занята бывшим соратником Сандркина по группировке «САПЛЯ» Костей Гайдуковым, по кличке Гайдук. Будущий воин джихада пытался поговорить с ним по-хорошему, убедить поделиться долей в бизнесе. Но тот послал «братана» подальше. А когда Сандркин попытался «наехать» на авторитета, Гайдук его просто-напросто заказал.

«Заказуха» провалилась: киллер пришел к «клиенту» и предложил откупиться. Но где гарантия, что заказчик не найдет более честного убийцу? Потому перспектива стать покойником выглядела гораздо реальнее, нежели возможность сделаться крестным отцом. И тут, как нельзя более кстати, появился ваххабит Абдулкаримов.

Предложение переквалифицироваться из обычного бандита в идейного воина джихада Сандркин принял почти сразу. Новый статус не только превращал вульгарную уголовщину в непримиримую и идейно обоснованную борьбу с неверными, а его самого – из главаря в «амира», но и сулил немалые материальные выгоды. Однако для того чтобы заграничные миллионы зеленым потоком хлынули на волжские берега, требовалось убедить потенциальных спонсоров в том, что война с неверными разгорелась здесь не на шутку.

Братки Аллаха

Для серьезной войны нужно серьезное оружие. Его можно купить. Значит, требуются деньги. Заработать их решили привычным способом – грабежом. Вернее, экспроприацией.

«Воины аллаха» вышли на большую дорогу. Пользуясь милицейской экипировкой, они останавливали приглянувшийся грузовики якобы для досмотра. Связывали водителя, вывозили его куда-нибудь в глухое место и бросали там, а машину загоняли в отстойники, где перебивали номера двигателей и других узлов и агрегатов. После чего «обновленный» автомобиль продавали. Три захваченных таким образом КамАЗа сбыли за миллион рублей каждый и еще автокран за полтора.

Однако, даже всецело поглощенный непримиримой борьбой за «истинную веру» «амир» Сандркин не забывал про Гайдука и нанесенную им обиду. 12 августа 2003 года в Ульяновске на улице Ефремова 31-летний авторитет был застрелен. Позже выяснится, что «исполнил» его кавказец по имени Абдулла.

Вражда между Гайдуковым и Сандркиным не была секретом для оперативников. Поэтому рэкетирский бригадир сразу же стал одним из основных подозреваемых. Наблюдая за ним, сыщики с удивлением обнаружили, что окружающие, включая жену и других родственников, именуют Сергея исключительно Абдулмуджибом. Столь же замысловатые исламские имена взяли себе и его «пацаны». Вскоре выяснилось, что все они приняли ислам. Причем уверовали в него столь неистово, что один из них, например, несмотря на слезы и мольбы православной матери, выбросил в окно все ее иконы.

Чем дальше продвигалась оперативная разработка, тем отчетливее обычная на первый взгляд банда приобретала черты радикально-ваххабитской террористической группировки с весьма разветвленными межрегиональными связями не только в Поволжье.

По оперативным данным, ульяновская община насчитывала около 30 человек. Среди них – чуваши, татары, русские.

Идет охота на волков

Костяк банды взяли на ее базе – в дачном домике в лесу недалеко от Ульяновска. Спецназ сработал молниеносно. Так что оказать сопротивления «дачники» не успели. Хотя и было чем. Кроме религиозной литературы и видеокассет со сценами жестоких убийств пленных российских солдат, в качестве вещественных доказательств на процессе фигурировали пистолеты (в том числе с глушителем), взрывчатка, взрыватели, осколочные снаряды к гранатометам, тротиловая шашка, автоматы Калашникова, карабин калибра 7,62 мм, обрез охотничьего ружья, оптический прицел, прибор ночного видения, более 20 гранат, патроны…

Весь этот религиозно-террористический арсенал хранился в нескольких профессионально заминированных схронах наподобие тех, что российский спецназ периодически находил в чеченских горах.

Идейного вдохновителя и организатора ваххабитского подполья Абдулхалима Абдулкаримова среди задержанных не было. Оказалось, он заблаговременно покинул город. К тому времени следствие уже знало о его причастности к взрыву в Каспийске во время праздничной демонстрации, от которого погибло более 40 человек.

Амира искали по всей стране и обнаружили в Астрахани, в доме одного из единомышленников. Операция по задержанию террориста не обошлась без стрельбы – при попытке прорваться сквозь оцепление он был ранен и схвачен.

Розыск и аресты остальных членов общины продолжались еще несколько месяцев.

В конце концов ваххабитский «Джамаат» на территории Ульяновской области был разгромлен прежде, чем успел развернуться по-настоящему.

Эпилог

На суде боевики вели себя спокойно, даже улыбались и вообще чувствовали себя великолепно. Приговор вынесен, виновные наказаны, но вопросы остались. И главный из них – почему люди, прежде далекие не только от ислама, но и от какой бы то ни было религии, стали вдруг ярыми приверженцами учения, абсолютно чуждого их менталитету? Почему во имя бредовой идеи Великого халифата они не только «разжигали межнациональную и религиозную рознь», но и самолично готовы были рвать и душить «неверных» всеми доступными способами?

И пока мы этого не поймем, подобная кровавая «экзотика» может настичь нас в любом месте и в любой момент.