Дамба, служащая границей между Волгой и левобережьем, – сооружение особое. Ее нормальная работа обеспечивает безопасность 42 тысяч ульяновцев. Именно столько человек проживает на Нижней Террасе, которая, как известно, находится ниже уровня Куйбышевского водохранилища. Между тем, в течение долгого времени судьба дамбы была под большим вопросом
Немного истории
Вопрос о строительстве дамбы в Ульяновске встал еще в военные годы, когда во время паводка вода подступила к корпусам машиностроительного завода имени Володарского. Это оборонное предприятие в годы Великой Отечественной войны обеспечивало фронты боеприпасами, поэтому необходимость в его защите от природной стихии была очень острой.
Однако возведение дамбы началось уже после войны, в начале 50-х, когда было принято решение о строительстве на Волге гидроэлектростанции. На берегу реки насыпали земляной вал высотой от шести до десяти метров, укрепили его бетонными плитами, соорудили систему откачки воды и подземную дренажную галерею длиной в несколько километров, поставили насосные станции с мощным по тем временам оборудованием. Защитное сооружение на Куйбышевском водохранилище запустили в эксплуатацию в 1957 году.
Дамбу так же, как и все объекты социальной сферы, построенные на Нижней Террасе, передали на баланс Володарки. Однако после перестройки завод начал приходить в упадок. Резко сократилось количество военных заказов, которыми жило предприятие. Володарка, некогда насчитывающая около десяти тысяч работников, из-за отсутствия финансирования свернула все свои социальные программы. Денег на поддержание жилых домов, детских садов, турбаз и прочей инфраструктуры не хватало. Отсутствие финансирования ударило и по дамбе – объект не ремонтировался, оборудование и коммуникации постепенно приходили в негодность.
– Первое распоряжение, подписанное тогдашним главой Правительства Российской Федерации Виктором Черномырдиным, было издано еще в 1994 году. Сооружение предполагалось выделить в отдельную, независимую от Володарки структуру и передать на баланс либо муниципалитета, либо областной администрации, – рассказывает директор ФГУ «Ульяновская дамба» Владимир Гаврин. – Но дальше слов дело так и не пошло. В самое «горячее» для дамбы время – во время паводков – деньги выделяла областная администрация. Но окончательно вопрос решился лишь через десять лет.
В декабре 2004 года Правительство наконец-то приняло окончательное решение. На свет появилось федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Ульяновская дамба». Из федерального бюджета на содержание и ремонт защитного сооружения было выделено 50 миллионов рублей. Официально новое ФГУ приступило к работе с 1 июля 2005 года. Именно тогда 108 сотрудников цеха № 69 завода имени Володарского, который обслуживал дамбу, перешли на работу в новое учреждение. Дополнительно были приняты на работу еще 35 человек. И тем не менее, предприятию сегодня еще требуются специалисты.
Сегодня ульяновскую дамбу обслуживают 143 работника. И появление новых рабочих мест на зарплате отрицательным образом не сказалось.
– Раньше заводчане получали по 2800 – 3200 рублей в месяц, да еще и с полугодовыми задержками. А средняя зарплата сотрудников нашего учреждения – шесть тысяч рублей, -говорит Владимир Иванович. – С работниками заключены коллективные договоры. Мы начали исправно оплачивать коммунальные услуги, сокращаем долги за электроэнергию, которые набежали за много лет. Положительные перемены могли заметить и сами горожане: на гребне дамбы восстановлено освещение, очищаются дороги.
Руководство ФГУ всерьез озаботилось охраной дамбы: как-никак, это стратегический объект! Раньше на территории сооружения дежурили в основном женщины. Они, разумеется, не могли справиться с подвыпившей молодежью, облюбовавшей запретное место для отдыха. Сегодня постоянную охрану по периметру дамбы несут вооруженные сотрудники правоохранительных органов. Здесь установлены два дополнительных сторожевых поста. Каждые два часа патруль объезжает объект по периметру, который, кстати, обнесли бетонным забором. Упорядочен проход по дамбе, въезд и выезд автотранспорта. Новые порядки пришлись по нраву не всем горожанам: особо рьяные граждане пробили молотками в заборе дыры, чтобы беспрепятственно проходить на берег Волги. Ограждение восстановили, а с нарушителями провели «воспитательные» беседы.
– В районе пляжной зоны мы планируем устроить набережную с парапетом и асфальтированной
дорожкой, – говорит Гаврин. – А летом привлечем к уборке территории школьников. Кстати,
гребень дамбы уже облюбовали для соревнований бегуны: дорожка длинная, асфальт ровный,
тренироваться очень удобно.
Сейчас по обе стороны от старого моста ведутся активные работы по укреплению дамбы. Вдоль сооружения насыпают щебень, песок и камни – таким образом волжскую воду «отодвигают» ближе к руслу реки. Насыпь дополнительно защищают шпунтированной стенкой – своеобразным частоколом из железобетонных свай. Все работы ведутся ульяновскими фирмами.
Кроме этого, за семь месяцев, что существует ФГУ, были отремонтированы две подстанции, восстановлены линии прокачки скважин и несколько насосов.
– Конечно, это только начало. Нам еще предстоит провести ревизию, сменить оборудование, отработавшее два, а то и три положенных срока, – рассказал Владимир Иванович. – Но контраст того, что было и что есть, разительный. Даже сами работники, обслуживающие дамбу, чувствуют себя защищенными. А ведь и они сами, и их семьи живут на Нижней Террасе.
К паводку готовы!
Нынешнее состояние дамбы гарантирует, что никаких неприятных неожиданностей, даже во время паводка, случиться не должно. Хотя бывают и «сюрпризы».
– Например, несколько лет назад на берег кинуло две баржи, сорвавшиеся с якорей во время шторма. Пришлось их затопить: иначе бы они вдребезги разбили бетонный панцирь, – говорит директор ФГУ. – Само предприятие сегодня готовится к паводку! На каждой насосной станции есть резервное оборудование, готовое включиться в работу. А ежедневная ревизия и осмотр территории сооружения – это подстраховка от всевозможных «форс-мажорных» случаев.
Кроме того, нормальному функционированию дамбы мешают… разросшиеся на берегу тополя. Дело в том, что корневая система у этих деревьев очень мощная, корни расходятся на десятки метров вширь и вглубь, повреждая подземные коммуникации.
руководство ФГУ получило разрешение на «прореживание» береговой растительности.
Еще одна проблема – денежная. В этом году на финансирование дамбы государство выделило 60 миллионов 771 тысячу рублей, которые будут израсходованы на уплату электроэнергии, заработной платы, в том числе и охране, ремонтные работы, содержание дамбы. Однако Минфин второй год не принимает в расчет налог на имущество, на саму дамбу, который приходится выплачивать предприятию. А это в нынешнем году более 11,5 миллиона рублей.
– В прошлом году мы сделали обращение в Роспром и Министерство финансов России, – говорит Владимир Иванович. – В этом нас поддерживает губернатор и правительство Ульяновской области. Ведь при выделении средств на уплату налога деньги останутся в нашей области и смогут участвовать в социальных программах региона.