Более 273 лет посвятила Волге династия речников из села Криуши Еще в начале прошлого века родоначальник династии Толкачевых-Агуреевых, Михаил Толкачев, был вынужден связать свою жизнь с “главной улицей России” с Волгой. Будучи еще совсем мальчишкой, он и не подозревал, что речниками станут почти все его потомки по мужской линии и даже старшая дочь со снохой.

Истоки

Михаил Толкачев родился ровно 100 лет назад в довольно обеспеченном семействе. Однако с приходом большевиков семью раскулачили. Тогда еще подростку Михаилу ничего не оставалось, кроме как пойти работать. Устроился на судно грузчиком-матросом – это очень нелегкий труд. Много пудов всевозможных грузов перенес он на собственных плечах – тогда еще не было кранов, так облегчающих труд грузчиков сейчас. За несколько лет каторжного труда безусый паренек окреп, возмужал, обзавелся семьей. Из обычного грузчика Толкачев вырос до капитана Краснознаменной Дунайской флотилии.

В семье Михаила Ивановича было четверо детей – два сына и две дочери. Младшенькая Надя выучилась на фармацевта и попала по распределению в Самару, а старший сын Геннадий уехал в Ульяновск. А вот дочь Нина и сын Юрий пошли по стопам отца. Юрий Михайлович Толкачев до сих пор работает капитаном на грузовом теплоходе. Его жена Валентина большую часть своей трудовой жизни также отдала Волге. Да еще и племянника Александра они приобщили к семейному делу. Вот уже несколько лет, как Толкачев-младший – капитан. Вообще, в династии Толкачевых-Агуреевых все мужчины – капитаны, а их, между прочим, пять!

Матрос с косой

Последним местом работы Михаила Толкачева стал колесный пароход “Софья Ковалевская”, где он работал капитаном. С этим судном связаны самые теплые воспоминания.

– На “Ковалевской” я в свободное время помогала судовому повару, коку, – рассказывает дочь Михаила Ивановича Нина Михайловна, работавшая там матросом, – готовить приходилось на большую команду. С тех пор мне очень трудно готовить на одного-двух человек. Зимой, когда в нашем доме собирается вся семья, это еще ничего, а вот летом, когда мы с дедом остаемся вдвоем, а все остальные в навигации, всегда излишки остаются.

Именно здесь Нина познакомилась с первым штурманом, весельчаком Леней Агуреевым.

– Наверное, нас общее дело сплотило. Да и красавица у меня Нина – одна коса чего стоит! – лукаво прищурив глаз, вспоминает Леонид Иванович.

Вот только “водная” карьера Нины Михайловны с замужеством закончилась. После рождения сына пришлось устраиваться на берегу, чтобы Юру не бросать без присмотра на всю навигацию. Словно по мановению волшебной палочки, из матроса девушка переквалифицировалась в бухгалтера. Но жизнь речников до сих пор ей очень близка.

Да и как останешься в стороне от навигационных проблем, если муж в свои 70 с лишним лет ни за что не хочет бросать любимое занятие. Кем только он не был за свою жизнь! Несколько лет капитаном водил по Волге грузовые теплоходы. Пришлось некоторое время поработать и на берегу: Леонида Ивановича удостоили высокой чести – быть капитаном-наставником, человеком, очень уважаемым среди простых капитанов. А уж как в Криушах его авторитет возрос! Оно и неудивительно, ведь там каждый третий – речник. А в начале 90-х годов прошлого века его снова потянуло в плавание, да ни куда-нибудь, а в море. Правда, капитаном Леонида Ивановича не взяли – английского не знает. Но, даже будучи мотористом, он капитанам-морякам давал дельные советы. Против его опыта и авторитета в пароходстве не пойдешь!

Семейный наставник

А теперь Леонид Агуреев капитанствует на маленьком катерке. Даже на пенсии не расстается с родной стихией.

– И хоть катер – совсем не то, что грузовой теплоход, все равно и здесь во всем должен быть порядок, – уверен Леонид Иванович.

Безнадежно отстать от жизни Леониду Агурееву не дает его сын. Каждую осень Агуреевы обсуждают закончившуюся навигацию, проводят своеобразный разбор полетов в кругу семьи. Дело в том, что Юрий Леонидович тоже стал речником. Начинал, как и водится, с самой низшей ступени – с моториста. Да и как он мог избрать другой путь, если с детства все его летние каникулы проходили на судне вместе с отцом. Он, можно сказать, с молоком матери впитал любовь к Волге и теплоходам. И иной жизни себе не представляет.

Юрий прошел весь длинный путь по карьерной лестнице: от моториста до капитана. Вместе с отцом был в море. В дальних плаваниях ему удалось подняться до старшего механика. А это на теплоходе второе лицо после капитана. Но любовь к речным просторам победила в Юрие Леонидовиче, и вот уже более 6 лет он является капитаном толкача “ОТ-2060”. Теплоход очень сложный в управлении, не всякий моряк с ним справится. Небольшое судно толкает впереди себя четыре баржи, каждая из которых может перевозить более 8000 тонн сыпучего груза.

За шесть лет Юрию Леонидовичу пришлось многое пройти на своем толкаче. Когда ходили за солью в Астраханскую область по извилистому притоку Волги, несколько раз не обходилось без приключений. Дело в том, что в ветреную погоду теплоход, идущий впереди баржи, очень сильно заносит, а в тех краях очень много песчаных отмелей. Так что бывало, когда баржи буквально садились на мель. Благо, теплоход мощный – быстро с проблемой справились: “отработали” двигателями назад. И даже с графика не сбились.

А в другой раз приходилось снимать с мели чужой грузовой теплоход. Свои баржи пришлось на рейде бросить и отправиться по сигналу бедствия за несколько километров на выручку собратьям по цеху. Придя на место “аварии”, мотористы с “ОТ- 2060” прицепили чужое судно на буксир. В течение нескольких часов двигатели толкача работали на полной мощности, подмывая грунт отмели. Зато каково было всеобщее облегчение, когда грузовой теплоход сошел с мели и смог отправиться в путь!

– У Юры на теплоходе идеальный порядок, – рассказывает жена Людмила. – Он бедных мотористов за крошечный потек краски отчитывает. Все у него по струнке ходят. Даже и не верила первое время, что один и тот же человек может быть таким разным на работе и дома.

Женщине капитаном не быть

Кстати, Людмила тоже в юности мечтала стать штурманом. Но судьба распорядилась по-другому – более 25 лет она отдала воспитанию маленьких криушан в стенах родной школы.

В общем-то, по стопам Михаила Ивановича Толкачева в роду идут в основном мужчины. Дочь Нина и сноха Валентина – это, скорее, исключение. Хотя несколько лет назад его правнучка, дочь Юрия Леонидовича, после очередных летних каникул, проведенных с отцом на теплоходе, заявила, что будет поступать в Нижний Новгород на штурманское отделение. Но, как ни странно, отец и дед ее не поддержали, сказали: “Только через наши трупы!” Пришлось послушаться старших и подчиниться их воле.

– Не женское это дело, – строго заявляет Юрий Леонидович. – Да и романтика здесь видимая. В нашем пароходстве только одной женщине (ее имя, Эльза, уже давно стало нарицательным) удалось стать капитаном. А в основном все девушки-штурмана оседают в тесных кабинетах. Не об этом они мечтают, поступая в академию.

Очень жаль, но теперь, похоже, династии речников, где в роду целых пять капитанов, суждено прерваться – в последнем поколении у Толкачевых-Агуреевых почти одни девчонки.

Надежда БОНДАРЬ