Памятники архитектуры в Ульяновске готовы продать с молотка
26.02.2006 13:47
УЛЬЯНОВСК, 26 февраля (Корр. АНН Влада Вельчинская). Несколько памятников культуры и архитектуры депутаты Ульяновской городской думы включили в программу приватизации без каких-либо охранных обязательств – и их могут продать с молотка.
В муниципальную программу приватизации включены четыре региональных объекта культурного наследия, расположенные на центральной улице города: бывшее здание епархии и духовной семинарии, доходный дом известного симбирского купца Чернышова, особняк купца Кудряшова и здание бывшего кинотеатра “Ампир” (ныне “Художественный”). Этим зданиям от одного и до двух веков. Они составляют исторический архитектурный облик города.
Подобных памятников в области не один десяток. И все они в ближайшее время могут пойти с молотка. Свое решение депутаты объясняют 131-м федеральный законом, согласно которому муниципалитет до 2009 года должен избавиться от непрофильных зданий. Но закон этот не учитывает особенности некоторых городов (в их числе и Ульяновск), где очень много памятников истории и архитектуры регионального значения находятся в муниципальной собственности.
“Вы не представляете во что подобная “инициатива” депутатов может вылиться по всей стране! – возмущен директор историко-мемориального музея-заповедника “Родина В.И. Ленина” Александр Зубов. – В скором времени мы можем потерять тысячи уникальных памятников истории и архитектуры. Их пустят с молотка, и будущий собственник волен будет делать с ними все, что угодно: хоть перестраивать, хоть сносить. Если, конечно, условия продажи не будут оговорены отдельным документом”.
Обеспокоенный судьбой памятников директор заповедника еще до принятия решения депутатов обратился в муниципальный парламент, мэрию и к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову с просьбой рассмотреть возможность и условия передачи объектов культурного наследия из муниципальной собственности в федеральную.
Он даже сумел получить добро по этому вопросу в министерстве культуры РФ. Губернатор согласился, что памятники терять не стоит, и письменно попросил председателя городской думы Василия Гвоздева сохранить указанные объекты, передав их в региональную собственность.
“С какой стати муниципалитет должен просто так раздаривать свое имущество? – возмутились парламентарии. – Ведь область просит их безвозмездно, а продав объекты, мы сможем выручить за них деньги для городской казны».
И уже через неделю после обращения губернатора городская дума включила здания-памятники в программу приватизации.
“Я не позволю уничтожать историю нашего города, – возмутился Зубов, – может быть, дума принимает такие решение, потому что большинство депутатов – сами бизнесмены? И кому-то выгодно пустить с молотка здания в центре города?”
Директор заповедника решил бороться до конца. Он нашел-таки статью в федеральном законодательстве, способную защитить городские памятники: региональные объекты культурного наследия могут отчуждаться у государства только при условии обременения неким охранным обязательством, чтобы в будущем эти здания сохранили свой внешний вид.
“Да, никаких охранных обязательств для приватизируемых объектов не составлялось, но это входит в компетенцию мэрии, а не городской думы, – признался АНН член комитета по муниципальной собственности депутат городской думы Александр Данилов. – Да и преднамеренных действий у парламентариев не было”.
Зубов обратился в региональную прокуратуру с просьбой дать оценку действиям городских чиновников в сложившейся ситуации.
“В настоящее время мы тщательно изучаем вопрос с объектами культурного наследия в Ульяновске, – сообщил корреспонденту АНН старший помощник областного прокурора Василий Зима. – Проверка будет завершена в течение месяца”.
После разгоревшегося скандала депутаты в срочном порядке решили поднять вопрос о памятниках на ближайшем заседании. На заседание думы планируется пригласить представителей мэрии и заповедника имени Ленина. Теперь муниципалитет будет вынужден собрать комиссию из управления культуры, архитектуры и прочих компетентных органов, которые совместно составят охранное обязательство для подлежащих приватизации объектов культурного наследия.