Георгий Игнатович: ПРЕЗИДЕНТ ИДЕТ «ВА-БАНК»!

Из первых уст

Согласно январско¬му опросу, проведенному ВЦИОМом, почти половина россиян (44 процента) считают, что Национальные проекты, заявленные Президентом В.Путиным и реализуемые Правительством РФ, – это новое название для обычных программ решения социальных проблем. Некоторые скептики даже сравнивают их с пресловутыми – «Догоним и перегоним Америку!» (Н.Хрущев) и «Каждой советской семье – отдельное жилье к 2000 году!» (М.Горбачев). Насколько реально воплощение этих Национальных проектов в жизнь, и как будет осуществляться контроль за целевым использованием выделяемых средств, не осядут ли они на банковских счетах чиновников и олигархов?

Резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ, вызвавшее бурю возмущения среди населения. Что это – непродуманные действия властей или что-то другое? На эти вопросы «Диалогу» отвечает Главный федеральный инспектор по Ульяновской области Георгий Федорович ИГНАТОВИЧ.

ИГНАТОВИЧ Георгий Федорович, Главный федеральный инспектор по Ульяновской области. Родился в 1953 г. в Омской области. Преподавал в сельской школе, служил в рядах Вооруженных сил. Работал в органах прокуратуры на разных должностях, последняя должность в этой системе – помощник заместителя Генерального прокурора. До назначения на должность Главного федерального инспектора по Ульяновской области работал главным инспектором Счетной палаты РФ в ПФО.

1. Это не блеф, а реальность

– Хочу сразу заявить, что Национальные проекты Президента РФ -это не блеф, а вполне реально существующая Программа, научно обоснованная и, что немаловажно, финансово обеспеченная. Не буду вдаваться в далекое прошлое, в частности, в горбачевские и, тем более, хрущевские времена, коснусь лишь нынешних – реформаторских. Да, к сожалению, мы, действительно, за 10 лет реформ написали много программ, а эффекта не было никакого. Наши депутаты, особенно Верховного Совета и первых созывов Госдумы, ради популистских решений принимали огромное количество законов, не подумав об их финансировании. Когда экономисты считали, получалось, что для их осуществления необходимо было два федеральных бюджета! Вот так они и становились «законами лишь на бумаге», порождая среди населения массу недовольств. У нас, из года в год, при утверждении очередного бюджета принимался целый список «бумажных законов», которые не могли быть профинансированы, а потому их действие приостанавливалось.

Сегодня многие считают, что Программа Президента о национальных проектах является продолжением 122 Федерального закона «О монетизации льгот». Это не так! И прежде чем рассказать об этих отличиях и о том, как Национальные проекты будут осуществляться на нашей территории, я хотел бы все-таки расставить все точки над «i» по поводу 122 Закона. Его многие уже нарекли «пресловутым», более того, я считаю принципиально несправедливым мнение, которое складывается в обществе, что, якобы, то, что предпринимает Президент (и речь, в частности, как раз идет об этом 122 Законе), работает не в интересах населения.

У меня есть некоторые цифры по Ульяновской области, которые должны все расставить по своим местам. В прошлом году в область поступило лекарственных средств на сумму 572,5 млн. рублей. 72 процентов льготников отпущено лекарств на сумму в 448, 4 млн. рублей. Это в шесть раз больше, чем в 2004 году. Льготными путевками были обеспечены 10 917 человек, тогда как в 2004 году – 4 490 человек. Выдано 17 282 талона на проезд до места лечения железнодорожным и автомобильным транспортом. Вот вам и «пресловутый» закон! Он наглядно показывает, что государством оказана реальная помощь населению в таком объеме, которого до сих пор не было.

Деньги пришли! Значит, решение хорошее. Другое дело – как оно исполнялось на местах. Очень тяжело! И в первую очередь, из-за того, что не была отработана организационная работа. Поэтому у людей сложилось впечатление, что Закон плохой. К сожалению, сегодня все еще бывают и откровенные просчеты. Меня очень беспокоит ситуация по отсроченным рецептам, которые врачами выписываются, а аптеками не обеспечиваются. На сегодня таких рецептов скопилось 3 380, и хотя это лишь 3,6 процента от предъявленных рецептов, тем не менее, проблема существует, и мы о ней знаем и занимаемся ее решением. Причина в том, что нет отлаженной оперативной системы обмена информацией между поликлиниками и аптеками. Есть срывы и в поставках лекарств. Поставщики утверждают, что предприятия–произ¬водители не справляются в срок с выпуском некоторых лекарств из-за резкого увеличения их объемов. Для того, чтобы контролировать ситуацию с льготными лекарствами в области создана территориальная служба «Росздравнадзор». Она небольшая, состоит из 10-12 человек. Я каждую неделю получаю таблицы с мониторингом ситуации, где ведется учет и количества выписанных рецептов, и того, сколько и каких лекарств поступило и как удовлетворяется спрос по рецептам. Я для себя решил, что в конце первого полугодия эта система должна быть настолько отработана, что если и будут какие-то проблемы, то они будут единичными.

2. Дойти до каждого

– Значит, 122 Закон о монетизации льгот стал, своего рода, пробой сил и возможностей при реализации Программы о национальных проектах?

Совершенно верно, и эти четыре Национальных проекта, которые предложил Президент, – продолжение конкретной помощи людям. Деньги, то есть доходная часть Федерального бюджета, позволяет это сделать. Теперь надо самим доказать, что и мы, руководители регионов, можем сделать, создать, претворить, осуществить то, за что нам не будет стыдно перед народом. В активе – 150 миллиардов рублей. Мы должны сделать все, чтобы они принесли эффективную пользу, чтобы люди в итоге сказали: «Да, стало лучше». Если это касается врача, то он должен почувствовать, что получил зарплату в два раза больше, чем она была раньше. Если деньги потрачены на медицинское оборудование, то – вот оно, куплено и эффективно работает. Если машины «Скорой помощи» разваливаются на ходу, потому что они уже давно выработали свой ресурс, то теперь новые машины приобретаются без проблем.

В сельской местности это будет особенно заметно и ощутимо, когда люди начнут получать бесплатную и эффективную лечебную помощь. Вот это – достойная цель! Президент четко определил и время для ее осуществления – за 2 года! Задача – сверхсложная, и, думаю, Президент отлично понимает, что он рискует своей репутацией, но верит, что мы ее решим, и поэтому идет «ва-банк». Он, как, наверное, и любой нормальный человек, хо¬чет остаться в сознании людей – достойным лидером. Это смелый шаг. И хотя у нас есть целевые программы, по которым мы могли это делать, но решили, что необходим другой, принципиально иной путь: создан Национальный совет, который возглавил сам Президент. Его заместителем назначается бывший руководитель Администрации Главы государства, которому Президент доверяет. Кроме этого, создается должность первого заместителя Председателя Правительства по Национальным проектам, который только этим и занимается. Создается новая система подхода для решения этой сверхзадачи: составляются сетевые графики, определяются цели. Регионы участвуют в этом по принципу со-финансирования.

– А Ульяновская область «потянет» это со-финансирование?

Объемы со-финансирования из областных и местных бюджетов будут не меньше прошлого года. У нас это выполняется. И хотя «удельный вес» невелик, но и область, и муниципальные образования пока этот «вес» берут. Правда, если это не будет соблюдаться, тогда федеральные деньги мы можем не получить. Вот пример по проекту «Здравоохранение»: было обещано, что врачи и медсестры первичного звена получат по 10 и 5 тысяч рублей, и вот в конце января в регион

на эти цели Центром сразу перечислены средства на полгода вперед. На февраль мы уже получили 10 миллионов 266 тыс. 400 рублей. В 61 лечебное учреждение эти деньги уже поступили. Их получат 1109 специалистов: 518 врачей и 591 медсестра. Это не заработанная плата, а вознаграждение. К сожалению, есть некоторые сбои, которые мы отслеживаем по мониторингу: дело в том, что часть врачей и медсестер амбулаторий не попали под эту категорию, так как к тому времени,

когда все определялось, эти амбулатории существовали отдельно от участковых больниц. Процедура не так проста: должны заключать отдельные договора с Фондом обязательного медицинского страхования не только участковые больницы, но и каж¬дый врач (если он числится в Федеральном реестре) с руководителем лечебного учреждения. У нас есть случаи, когда часть врачей, занимающих административные должности, не подпали под категорию лечащих врачей, поэтому не имели право на доплату. Сейчас они переходят в штат врачей первичного звена, что гарантирует им это вознаграждение.

3. Осуществлять контроль

– А эта процедура возвращения врачей на участки – «живая»? Она позволит уже составленно¬му реестру пополняться новыми кадрами?

– Конечно! Уже многие знают, что посчитали себя обиженными и обойденными вниманием «узкие» специалисты. Вроде бы работают в одном учреждении, а зарплату получают разную. Я считаю, что им тоже необходимо повышать зарплату. Но пока государство должно навести порядок с врачами общей практики, где укомплектованность существует в два раза меньше, чем положено, лишь на 49 процентов. Необходимо создать полноценное первичное звено, на уровне которого должна оказываться своевременная и квалифицированная помощь.

По проекту «Образование»: за классное руководство каждому учителю доплачивают до тысячи рублей, в зависимости от количества учеников.

Деньги из федерального бюджета поступили и начинают выплачиваться.

В начале февраля первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев докладывал Президенту, что впервые проведены торги на приобретение оборудования и медицинского транспорта. Наши отечественные производители готовы значительно снизить цены от 25-75 процентов, чтобы получить «живые деньги». Если эти контракты будут заключены, то на сэкономленные средства можно приобрести дополнительное обо¬рудование.

Для Ульяновской области на 2006 год запланировано приобрести медицинского оборудования на 188,5 млн. рублей, санитарного автотранспорта – на 48 млн. рублей. Автомобили категории «А» – 60 штук, «В» – 97 шт., на сумму 26 млн. 612 тыс. руб., «С» – 8 шт. – 5 млн. 925 тыс. руб. Диагностического оборудования: УЗИ – 33 комплекта на сумму 39 млн. 400 тыс. рублей, ЭКГ-54 штуки, анализаторы – 30 штук и т. д. Это наша заявка на закупку такого оборудования, направленная в Федеральное агентство по здравоохранению.

Такая же ситуация и с заявками по сельскому хозяйству. Мы просим рассмотреть 51 проект на сумму 2, 7 миллиарда рублей. Сейчас мы ждем окончательного решения Федерального центра по поводу наших предложений. Это реальные деньги, которые должны прийти в нашу область.

Сейчас я, как Главный федеральный инспектор, должен обеспечить мониторинг ситуации с осуществлением Национальных проектов. Мы должны «дойти» до каждого и сельского, и городского жителя, врача, классного руководителя, чтобы узнать получил ли он все, что положено. Убедиться, что деньги дошли и использованы по назначению. И доложить Президенту: «да» или «нет». В случае неэффективного использова¬ния средств, руководители будут нести персональную ответственность.

– Вы гарантируете,

что реальное положение дел будет «прозрачным» для населения,

средств массовой информации?

– Да, мы создали координационный совет или,

вернее сказать, рабочую группу по обеспечению

Национальных проектов, в

которую вошли руководители наиболее значимых

территориальных федеральных органов по контролю, правоохранительные органы и т. д. Кроме

того, у нас созданы рабочие подкомиссии, куда

вошли специалисты казначейства, Росфиннадзора, здравоохранения, Роспотребнадзора, представители общественности.

Они в оперативном порядке обмениваются информацией о том, как все

складывается на местах.

На уровне Администрации

Президента разработаны

специальные индикаторы,

по которым можно определять качество выполнения Национальных проектов. Наша задача, чтобы те

цифры, которые уходят в Москву, соответствовали

действительности.

4. ЖКХ: “И все-таки спохватились?”

– Георгий Федорович, с января этого года значительно возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Как известно, декабрьское решение мэра Ульяновска С.Ермакова по поводу этих тарифов опротестовано прокуратурой, губернатор С.Морозов также обратился к городским властям с просьбой снизить их. Что это – непродуманное действие из разряда, что задним умом мы все крепки, или популистская акция: дескать, муниципалы – такие-сякие, а вот мы, государственники, блюдем интересы трудящихся масс? В конце концов, и те, и другие договорятся, возросшие тарифы чуть-чуть снизят, и население выпустит пар, – может, так все и планировалось?

– Нет, это не пиар-акция. Здесь чисто объективные причины. Мы знали, что повышение тарифов будет. Но в каких размерах? О том, что надо все просчитать до копейки, – не подумали. Правительство спохватилось, что в некоторых субъектах Федерации этот скачок мог бы быть резким (до 40-50 процентов),что, возможно, привело бы к социальному взрыву. И в конце декабря были внесены изменения в Федеральный закон, где для каждого субъекта Федерации вводятся индивидуальные предельные индексы повышения тарифов: отдельно на тепло, ХВС, ГВС и коммунальные услуги. Эти изменения были внесены 29 декабря прошлого года. Но субъекты Федерации и муниципальные образования свои бюджеты уже приняли раньше. Законодательством же предписано сначала принимать новые тарифы, затем уже утверждать новый бюджет.

Но если бы муниципальные образования не повысили тарифы, то остались бы у «разбитого корыта». У нас в области нечто подобное уже было, когда отказывались платить «Чубайсу-капиталисту», зато сей¬час приходится расплачиваться в двойном размере. Федеральной службой по тарифам для Ульяновской области установлены следующие предельные коэффициенты повышения цен на

услуги ЖКХ: 10, 15 и 19 процентов. С учетом этих изменений сейчас идет корректировка тарифов для населения и предприятий. На областном уровне создан Комитет по тарифам, который начал делать пересчеты для каждого муниципального образования отдельно. Ведь в некоторых поселениях увеличение тарифов произошло в несколько раз больше, чем предписала Федеральная служба по тарифам. Учитывая сложившуюся социальную напряженность в области, специально создана согласительная комиссия по тарифам. Раньше ничего подобного у нас не было, и все решения принимались келейно: чиновниками и экономистами. В эту комиссию вошли только представители общественности, все они бывшие работники ЖКХ, хорошие специалисты. Они делают свои расчеты, проверяя официально принятые.

5. Какие уроки извлекли

– Означает ли это, что за январь мы будем платить другие цены, в отличие от тех, которые нам уже объявили?

– Частично, да. Пока новые тарифы и размер оплаты за услуги ЖКХ не будут утверждены, придется платить по тем ценам, которые были выставлены в конце декабря. «Придется», иначе, если мы вовремя не заплатим энергетикам за тепло, то рискуем остаться без отопления и горячей воды уже в марте. Потому что они закупают топливо, исходя из тех платежей, которые они собирают от населения и предприятий. Других источников финансирования у энергетиков нет. Поэтому сейчас надо платить по тем счетам, которые выставляются, а когда будет сделан перерасчет, то в следующие месяцы эта переплата будет учитываться. Мы рассчитываем на Программу энергосбережения, которая поможет нам найти источники погашения «выпадающих доходов», получающихся из того, чего и в бюджете нет, и население не доплачивает. Эта Программа предусматривает и ремонт теплотрассы, что-бы она не обогревала воздух, и замену старых оконных рам на современные стеклопакеты, и установку малых источников тепла в виде

квартальных газовых котельных, на чердаках зданий. Этим, к сожалению, у нас не занимались раньше.

– Выходит, что какие-то уроки из случившегося власти все-таки извлекли?

– Думаю, да! Работа с тарифами должна вестись не перед принятием бюджета, а в течение всего года. Это поняли все: правительство, губернатор, главы муниципальных образований. Я также создал свою рабочую группу. Ко мне приходят люди, обычные пенсионеры со своими расчетами. Вот у меня есть такая работа, сделанная инженером, который в совершенстве владеет знани¬ями математических формул, и он сделал свои расчеты.

– И в чью пользу?

-Не в пользу ранее принятых. К этому выводу пришли и Комитет по тарифам и согласительная согласительная комиссия, что тари-

фы надо пересчитывать. Сложность в том, что трудно рассчитать для всех, исходя из существующих норм: у кого 18 метров, а у кого метраж выше социальной нормы, стоимость уже другая. Среднее вроде бы нельзя, в итоге получается, что в одном кто-то выигрывает, а в другом – проигрывает. Вот наша задача – сделать такой тариф, чтобы он для каждого был экономически обоснованным. Многие расчеты, которые возмутили людей, сделаны в соответствии с новым Жилищным кодексом. Раньше мы отдельно платили за содержание жилья, за пользование лифтом и вывоз ТБО. Сейчас же понятия «вывоз ТБО» и «пользование лифтом» отсутствуют. И их заложили в общую статью «ремонт и содержание жилья». Раньше за лифт не платили жильцы 1 и 2 этажей, теперь такая норма отсутствует и должны платить все. Вроде бы тоже несправедливо. Раньше за вы¬воз ТБО платили с человека, теперь с квадратного метра.

– Но это же абсурд! Ведь мусорят не “квадратные метры”, а люди!

– Согласительная комиссия обсудила и это. Решили выйти в ЗСО с инициативой, чтобы внести необходимые изменения в Жилищный кодекс. Сейчас просто нужно время, чтобы все отрегулировать. Думаю, у нас это получится.