Дорогой предвыборный цирк Юрия Когана // 16.03.2006

ЛДПР, похоже, вступила в эпоху ребрэндинга. Во всяком случае, именно на такие мысли натолкнула экспертов прошедшая в Саратове предвыборная кампания в городскую думу. Раскрученный за полтора десятка лет существования партии фирменный образ Владимира Жириновского затерялся в шумном, дорогом и бессмысленном представлении, автором и лицом которого был Юрий Коган.

Юрий Коган, член ЛДПР и депутат Государственной Думы от Ульяновской области – сегодня один из самых активных участников внутрипартийной борьбы, развернувшейся за близость к телу Игоря Владимировича Лебедева – сына Владимира Жириновского и руководителя фракции ЛДПР в Госдуме. Последнее время Лебедев занимается активной чисткой партийных кадров в регионах. Места старых проверенных функционеров занимают новые люди. Вместо партийного стажа и лояльности лидеру они, видимо, предлагают ЛДПР более привлекательные ресурсы.

Очевидно, что в эпоху такого «глубокого реформирования» ЛДПР лучше оказаться поближе к центру и постараться занять наиболее выгодную позицию. Поэтому Юрий Коган, бывший диск-жокей и массовик затейник из Ульяновска, случайно победивший на повторных выборах в депрессивном избирательном округе, самонадеянно принял роль координатора политических проектов партии в Поволжском регионе. Теперь он переносит методы работы, освоенные им на Ульяновской почве, в Саратов и Самару. Но если в Ульяновске к Когану привыкли еще с той поры, когда он гонял в ДК имени 1 Мая «Белые розы» Юры Шатунова, то в других городах появление Юрия Когана вызвало, мягко говоря, недоумение. Например, жители Саратова были всерьез обескуражены, обнаружив на фасаде одного из центральных кинотеатров города огромный плакат с надписью «Скоро на всех экранах Саратова – ЛДПР». Оказалось, что Саратов осчастливили новой телепередачей «Говорит и показывает ЛДПР». Этот «продукт» – визитная карточка депутата, в которой Коган выступает в привычной для него манере штатного клоуна и трамвайного хама. Для университетского Саратова, где ЛДПР никогда не имела серьезных традиций и корней, знакомство с таким лицом партии приятным назвать нельзя.

Многие эксперты из Ульяновска, Самары и Саратова, уже сталкивавшиеся с деятельностью Юрия Когана, сразу поставили под сомнение шансы ЛДПР в Саратове, если у руля предвыборной кампании окажется депутат Коган. Причем, до его появления, ЛДПР вполне могла рассчитывать на серьезные результаты. Дело в том, что четвертым в списке ЛДПР шел президент группы компаний РИМ — Леонид Фейтлихер. По сути, он был неформальным лидером списка. Известный предприниматель, основатель газеты «Новые времена», которая в свое время стала настоящим событием в политической жизни города, он пользуется уважением в городе. Фейтлихер и его издание сыграли значительную роль в политическом банкротстве и губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова и мэра Саратова Юрия Аксененко. Остроумные материалы газеты существенно отличались и от пошлой топорной чернухи, и от лакировочных оплаченных публикаций, которых хватает в региональной прессе. Свободные и честные «Новые времена» нравилась многим. Нравилась и позиция Леонида Фейтлихера. Результаты выборов показали, что накопленный Леонидом Фейтлихером авторитет вполне мог стать локомотивом предвыборной кампании ЛДПР. В одномандатном округе, где Леонид Фейтлихер получил поддержку 34% избирателей, партийный список ЛДПР набрал 20% от числа проголосовавших!

Но прибывший в Саратов Юрий Коган и его коллега по фракции ЛДПР в Госдуме Дмитрий Гусаков навязали принципиально иную предвыборную тактику. Они строили кампанию на маргинальных лозунгах типа «Не врать и не бояться!», которые воспринимались как заклинание для аутотренинга. По городу разъезжали агитмашины, из которых лилась блатная лирика, почему-то перемежаемая хитом семидесятых «Только этого мало!», в исполнении Софии Ротару. Венцом безумия было появление наглядной агитации с неожиданным заявлением ЛДПР «Городская власть это мы!».

Выборы велись максимально обезличенно. Обычный и всегда работающий козырь ЛДПР – популярность вождя партии Владимира Жириновского, практически не использовался. Кампания по освещению приезда Владимира Вольфовича в Саратов была с треском провалена. На фоне непрерывного бенефиса самого Когана, такое отношение к главному пропагандистскому оружию ЛДПР воспринимается как откровенное вредительство.

Ошибкой оказалось использование лозунга «ЛДПР № 1». Фокусирование внимание избирателей на списке сыграло роковую роль. Четвертый в списке Леонид Фейтлихер, значился в бюллетене как гражданин государства Израиль. Очков партии эта информация не прибавила. Причем, если бы кампания строилась на личном потенциале Фейтлихера, проблему с гражданством, учитывая долгую борьбу предпринимателя против всесильного Аяцкова, можно было бы отыграть и даже получить некоторое преимущество.

Результат кампании – четыре представителя в городской думе и 7% рейтинга при колоссальном для городских выборов бюджете. На пресс-конференции по итогам выборов представитель ЛДПР Алексей Чернышов озвучил сумму затрат на выборы. Она составила 2 миллиона долларов, т.е. по 500 тысяч на депутата. Говоря об итогах голосования, Чернышов сообщил, что партия рассчитывала на результат 10%-14%. Сейчас сторонники Когана много говорят об использовании административного ресурса и кознях протии власти, которая при помощи неких манипуляций украла у ЛДПР голоса. Но как показывают социологические опросы различных штабов, проводившиеся в ходе кампании, поддержка ЛДПР на всем протяжении выборов не превышала 7-8%.

Соратник Алексея Чернышева депутат Юрий Коган, “знающий начинку” выборов, на встречу с журналистами почему-то прийти не смог. Прозвучала фраза о неких «организационных» причинах его отсутствия. Саратовская общественность расценила такое поведение депутата, как бегство от ответственности. По мнению специалистов, именно «благодаря» Юрию Когану кампания ЛДПР в Саратове превратилась в гастроли бродячего, но дорогого цирка, которые для партии закончились плачевно.