Жильцы одного из домов района авиастроителей Ульяновска обратились к мэру города с просьбой разобраться с законностью создания их товарищества собственников жилья. Если мэрия не захочет разобраться в ситуации, собственники жилья готовы опротестовывать создание ТСЖ в суде.
О том, что в их доме создано ТСЖ, многие из этих жильцов узнали совершенно случайно. Возмутило то, что товарищество, созданное с нарушением чуть ли не всех требований Жилищного кодекса (без собрания и даже, на худой конец, без заочного голосования), уже официально зарегистрировано, и представитель мэрии – собственник части жилого и нежилого фонда этого дома – даже поставил свою подпись в протоколе собрания, которого не было. А товарищ, что бегал и агитировал за ТСЖ, вдруг сам же каким-то таинственным образом и стал его председателем.
Дело выплыло наружу, когда новоявленный председатель необдуманно заявил кому-то, что теперь он – хозяин дома.
– Нас беспокоит то, что, оказывается, можно совершенно спокойно в обход требований закона и мнения жильцов зарегистрировать товарищество, – говорит представитель инициативной группы, направившей мэру письмо. – Комитет ЖКХ не проверял достоверность документов, а регистрирующему органу – налоговой инспекции – все равно, кто там на самом деле присутствовал на собрании. А значит, этим могут воспользоваться люди, имеющие совсем не благие цели.
Но получается, что контролировать и вправду некому. Более того, комитет ЖКХ Ульяновска занимается активным ускорением жилищной реформы. И, похоже, он заинтересован не в контроле за правильностью хода реформы, а в том, чтобы быстрее отчитаться о ней. Несмотря на то, что примеров, подобных описанному выше, в Ульяновске множество. “Мы просто не успеваем присутствовать на всех собраниях жильцов”, – признается председатель комитета ЖКХ.
Между тем, крайний срок проведения общего собрания жильцов и выбора способа управления законодателями был сдвинут – гражданам дали еще год на раздумья. Депутаты, сенаторы и президент поняли, что ни страна, ни граждане, ни, если честно, чиновники к такому резкому переходу не готовы. Опросы показывают, что лишь мизерный процент населения понимает, что происходит. Но те, кто по долгу службы должен был объяснять и помогать, а уже потом контролировать – сами даже не понимают, что они делают. Иначе чем объяснить бодрые отчеты местных чиновников об уверенном ходе реформы и количестве проведенных собраний собственников жилья на фоне полного недоумения самих жильцов.
Что такое ТСЖ одного дома? Оно может быть создано только при наличии лидера. Умного, знающего, энергичного и честного. В каждом ли доме найдется такой, при этом не занятый достойной работой? Нет. И при нехватке хотя бы одного из этих условий вся работа ТСЖ рассыплется.
Беда в том, что чиновники, особенно регионального уровня, привыкли только исполнять. Когда все расписано: “делай раз”, “делай два”. Но поскольку реформа не расписана в деталях, и кроме Жилищного кодекса на столах чиновников никаких шпаргалок более нет, то всяк творит по-своему. По линии наименьших энергетических затрат. В регионах полная самодеятельность.
По мнению Каленова, главная опасность реформы ЖКХ кроется как раз в полной неинформированности граждан. Никто не рассказал собственникам жилья о плюсах и минусах методов управления многоквартирным домом, из которых надо выбрать один; о том, в каких случаях и в каких условиях ТСЖ будет рентабельным, а в каких – нет; какие есть вообще на сегодня управляющие компании, какие у них экономические показатели, опыт, устойчивость; как положено проводить собрания и оформлять документы.