Обустройство пешеходной зоны стоит дороже ремонта всех городских дорог

Пару недель назад в самом центре города начали активно воплощать мечту в жизнь: строить пешеходную зону. Работами по обустройству Симбирского Арбата (как романтично назвали участок улицы Карла Маркса от перекрестка с улицей Гончарова до КДЦМ) занимается питерская фирма «Возрождение». Проект, без сомнения, замечательный. Асфальт на пешеходке должны заменить на плиты из карельского гранита семи расцветок; здесь же хотят построить как минимум два фонтана, установить новые стильные фонари и скамейки… Радоваться бы, да и только: наконец-то наш город приобретает цивилизованный вид!

Однако для некоторых ульяновцев Симбирский Арбат стал буквально костью в горле. Многие вопросы, связанные со строительством пешеходной зоны, до сих пор висят в воздухе. И среди них самый важный – денежный.

Где взять миллионы?

Фирма «Возрождение» – не новичок в строительном бизнесе. В ее послужном списке – обустройство «арбатов», подобных ульяновскому, у себя на родине и в Самаре. И власти этих городов будто бы расплачивались с «Возрождением» не «живыми» деньгами, а зданиями, бывшими ранее в муниципальной собственности и расположенными на самой пешеходке.

Стремление строителей получить за свою работу не рубли, а недвижимость, понять можно. Земля под зданием, расположенным в самом центре города, считается золотой. Вот только пойдут ли на такой шаг ульяновские власти? Этот вопрос обсуждали на последнем заседании депутаты Городской Думы.

Оказывается, питерцы работают в кредит: 12 июня «арбат» будет сдан «в эксплуатацию». Окончательно расплатиться с «Возрождением» мэрия должна за полгода, то есть до 12 декабря. И вот тут начинается самое интересное. «Лишних» денег в и без того «дырявом» кошельке города нет. Более того, изначально депутаты решили, что все «незапланированные» поступления в бюджет будут направлены на самые горячие нужды. Например, реализацию социальных программ, многие из которых профинансированы лишь наполовину.

Найдутся ли в конце года у города миллионы на то, чтобы расплатиться со строителями? Очень сомнительно. Выходит, и вправду придется отдавать за долги одно из зданий на «арбате»? К тому же, у одного из парламентариев возник резонный вопрос: а почему работу по обустройству пешеходной зоны доверили именно питерской компании, без проведения конкурса?

Депутаты попросили чиновников мэрии подготовить официальный вариант расчета с «Возрождением». Кстати, вот еще один факт для размышления: на ремонт ВСЕХ городских дорог в этом году выделено 144 миллиона рублей. А на обустройство 285 метров пешеходки нужно 169 с «хвостиком» миллионов. На эти деньги, по скромным подсчетам, можно было бы построить три многоэтажных дома.

Дела дорожные

Еще один вопрос, который активно обсуждается ульяновцами, – а нужно ли было делать пешеходку именно на Карла Маркса? На довольно оживленном участке дороги, меж двух и без того загруженных улиц?

Первыми на себе испытали все «прелести» объездов частные перевозчики и их пассажиры. Как минимум три маршрута уже изменили привычный путь следования. Ну а когда пешеходку сдадут под ключ, горожане, которым «повезло» жить в сталинке на углу Пожарного переулка, будут лишены возможности подъехать к своему дому на машине. Такой же «привилегии» лишатся сотрудники и посетители расположенных на будущем «арбате» кафе, магазинов, клуба и военкомата.

Но самая главная проблема связана с передвижением пожарных машин. До недавнего времени огнеборцы имели два выезда из Пожарного переулка – на улицы Карла Маркса и Бебеля. Причем первый вариант был наиболее удобным: пожарный наряд мог без проблем оперативно отправиться в любую точку города.

Что же будет теперь? С улицы Бебеля, как известно, выезд только один – на улицу Гончарова, для которой пробки – не редкость. А потому, загорится, к примеру, «белый, дом», гарантировать, что пожарные прибудут быстро, не может никто. Тем более, что по Бебеля сегодня нужно ехать, искусно лавируя между припаркованными у обочины машинами. Улица очень узкая! А ведь счет времени во время пожара идет на минуты…

Отдых под шум стройки

Впрочем, инициаторы строительства «арбата» обещают в ближайшее время -как только подсохнет – расширить улицу Бебеля. Чтобы на ней без проблем могли разъехаться две пожарные машины.

И здесь возникла еще одна проблема.

– Дней десять назад у нас на подъездах повесили объявление, что в ближайшее время возле дома снесут все газоны и деревья. И попросили во время работы тяжелой строительной техники не оставлять без присмотра детей, – рассказывает жительница дома № 16 по улице Бебеля Лидия Лукъяновская. – Мы, конечно, возмутились: и без того весь центр города загазован, так еще и деревья хотят уничтожить!

К слову, ни Лидию Ильиничну, ни ее соседей по дому никто не спрашивал – а хотят ли они жертвовать ради «арбата» зелеными насаждениями, которым не один десяток лет? Хорошо ли им будет жить в «асфальтовых джунглях»? Возмущенные горожане намерены отстаивать свои права: они написали обращение на имя губернатора и заявление в Ленинский суд.

«Обновление» улицы Бебеля, судя по всему, ударит и по предпринимателям, имеющим на «бровке» улицы Гончарова свои киоски. По слухам, их уже попросили убрать павильоны, чтоб не мешали расширять дорогу. Куда? А неважно: альтернативное место мэрия им будто бы предоставлять отказалась. Равно, как и выплачивать компенсацию за возможный ущерб. Выходит, бизнесменам тоже придется защищать свои права в суде?

Между тем, расширить улицу Гончарова, по словам заместителя мэра Ульяновска по строительству Сергея Андреева, можно несколькими способами. Например, запретив в некоторых местах парковку, сузив тротуары. И урезав сквер, проходящий посередине городской артерии. Получается, одно лечим, другое калечим. Цивилизованно обустраиваем пешеходную зону, но вырубаем деревья.

И вот из всего этого складывается ощущение, что с Симбирским Арбатом наши власти все же поспешили. Задумка, без сомнения, хорошая. Но уж слишком дорогое удовольствие. Да еще и не ко времени. 12 июня пешеходку отроют, но здесь же, в нескольких метрах, как минимум, до марта следующего года будет вестись строительство Конгресс-холла. Какой уж тут отдых…