Все мы – граждане своей страны – имеем еще и статус потребителя материальных благ. Закон РФ «О защите прав потребителей» предназначен каждому из нас. Надо только правильно и грамотно пользоваться механизмом реализации своих прав. Закон в этом случае вас всегда поддержит. Вот только несколько примеров из судебной практики, подготовленных объединенной пресс-службой областного суда и управления Судебного департамента при Верховном суде РФ Ульяновской области.

Не все «коммунальщику» масленица!

Кто из нас не «проливал» соседей, кого из нас не «проливали» они? Дело житейское. Провинился – плати и расходись с миром. Но бывает и по-другому.

Жительница Ульяновска Д-кова, придя домой, с ужасом обнаружила квартиру затопленной, паркет – вздувшимся, напольный ковер – плавающим. Соседи оказались ни при чем квартиру затопило в процессе промывки кухонного стояка, который проводила аварийная служба ЖЭУ, куда и обратилась потерпевшая за возмещением материального и морального ущерба. Получив отказ, хозяйка квартиры обратилась в УГОО «Центр по защите прав потребителей», откуда и при шло исковое заявление в суд на УМУП «Управляющая компания ЖКХ Ленинского района», причем в заявлении было и требование о взыскании с ответчика штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Суд, с учетом нанесенного материального и морального ущерба, оплаты услуг эксперта и юриста, объема госпошлины, в интересах но терпевшей взыскал с УМУП «Управляющая компания ЖКХ Ленинского района» в общей сложности 85 тысяч рублей. В пользу государства с этой же организации ЖКХ взыскан штраф в размере более 37 тысяч рублей, половина которого отчислена Центру по защите нрав потребителей.

Ответчики пытались обжаловать решение первой инстанции, но тщетно – суд принимал решение на основе равноправия и состязательности сторон, опираясь на заключения строительно-технической и судебно товароведческой экспертиз.

«Не будете платить – отрежем свет!»

Так заявляют хозяева энергетического хозяйства города и области, и они, представьте себе, могут оказаться правы. Вот только когда неправы оказываются, уж очень не хотят вину свою признавать.

В августе минувшего года отключили свет в квартире ульяновца 3-ва за то, что он имел трехмесячную задолженность по оплате электроэнергии. Семья в это время находилась за пределами города. В холодильнике (а был август) испортился весь продуктовый запас семьи. Уведомления о том, что при не ликвидации задолженности у него «отрежут провода», ответственный квартиросъемщик не получал. Более того, за три дня до отъезда плату за услугу энергетиков внес сполна. Его обращение в суд состояло в том, что истец просил возместить ему и материальный (четыре тысячи рублей), и моральный (семь тысяч) ущерб.

Ленинский районный суд частично признал исковые требования справедливыми, а действия энергетиков наоборот, и постановил выплатить в пользу истца определенную сумму.

И пошла в высшие инстанции жалоба от энергетиков: мол, оплатить-то он оплатил, да через Сбербанк, а в «Уль-Гэс» деньги поступили лишь через несколько дней. По их мнению, плательщик проявил самонадеянность, не предупредив о произведенной оплате перед отъездом из города.

Да, конечно, при неуплате в срок в три месяца и более энергию в квартире потребителя могут отключить, но в данном случае потребитель оплачивает энергоуслуги два-три раза в год, часто с опережением. По Закону «О защите прав потребителя», поставщик мог приостановить электроснабжение квартиры, но предварительно уведомив об этом хозяина. В данном случае этого не сделали, а Зов успел до отключения погасить долг. Тот же закон предусматривает возмещение морального вреда, причиненного потребителю, тем, кто его причинил.

Факт причинения такого вреда судом установлен, его размер определен с учетом вины нарушителя, обстоятельств дела, степени физических и нравственных страданий истца. Высшие судебные инстанции кассационные жалобы ответчика оставили без удовлетворения. Закон «О защите нрав потребителя» его, потребителя, защитил, но лучше все-таки платить вовремя, чтоб по судам не ходить.

Не знаешь законов – плати

Осенью позапрошлого года жительница Ульяновска 3-ва заключила с филиалом ООО «Элекс-Полюс-Центр» договор купли-продажи автомобиля ВАЗ. Едва начав ездить, хозяйка обнаружила в двигателе автомашины серьезные производственные дефекты, устранение которых потребовало значительных временных затрат. В феврале минувшего года она вернула ВАЗ фирме, которая и произвела замену двигателя. Процедура эта заняла более трех месяцев, а владелица машины вынуждена была арендовать на весь срок другой автомобиль.

Обошлось ей это «удовольствие» в 24 тысячи рублей. Умная покупательница сосчитала все: и неустойку за нарушение сроков удовлетворения законных требований в сумме 470 тысяч рублей, и сумму процентов за пользование чужими деньгами – 1300 рублей. В итоге ее иск против фирмы-продавца вылился в сумму около полумиллиона рублей.

Суд охладил неумеренный пыл потерпевшей стороны, но тем не менее, вынес решение в пользу потерпевшей, учитывая и стоимость аренды автомобиля, и то, что другого транспорта у нее не было, и степень нанесенного морального ущерба.

Однако и солидно урезанную сумму фирма-продавец выплатить не захотела. Теперь, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», убытки, нанесенные покупателю, будут взысканы в судебном порядке.