«Родина» берет реванш в Ульяновске.
Националисты на службе личных амбиций провинциальных политиков
Вступив в должность в начале зимы 2004 г. Сергей Морозов прежде всего должен был решить кадровый вопрос. Выбор был не слишком велик: небольшую часть “команды” делегировали финансировавшие выборы ФПГ, но этого оказалось недостаточно. Пришлось “скрести по сусекам”, собирая поштучно представителей симбирской элиты. Одним из них стал Александр Майер, уважаемый в городе бизнесемн, возглавлявший российсчко-германское СП “ВИС-МОС”?, близкое к структурами “Газпрома”. Майер был назначен первым заместителем губернатора, а спустя некоторое время стал председателем правительства Ульяновской области.
С приходом новой команды многое в области начало меняться. Сергей Морозов, в отличие от своего предшественника Шаманова – человек деятельный. Но политик еще неопытный.С этой неопытностью связаны были некоторые метания в кадровом вопросе в течение зимы-весны 2005 г. В конце концов все утряслось, и надо отметить, Александр Майер все эти кадровые встряски благополучно пережил и в процессе их укрепился. Казалось бы, пора губернатору с новой командой начинать тяжелую работу по выводу области из системного кризиса.
Но планы губернаторского окружения, кажется, разительно отличаются от планов самого губернатора.
В марте в Ульяновской области состоятся довыборы в областное законодательное собрание по четырем округам. Для губернатора Морозова это очень ответственный момент. На выборах проверяется лояльность исполнительной власти по отношению к президентской партии “Единая Россия”. Соответственно, можно было ожидать, что вся команда губернатора Морозова будет активно работать на продвижение именно кандидатов от “ЕР”.
И тут выясняются удивительные вещи: секретарь Губернаторского совета (по сути, лицо, определяющее всю общественно-политическую ситуацию области) Николай Доронин, оказывается, почти открыто поддерживает кандидата от партии “Родина” Михаила Родионова. Связи у Михаила Родионова и Николая Доронина давние – оба выходцы из бизнес-элиты Ульяновской области. Родионов – мини-олигарх, владелец мясокомбината “Диком”. Доронин прежде был генеральным директором одной из крупнейших компаний Ульяновска – “Максима Х”. Видимо, Доронину гораздо легче найти общий язык с “социально близким” Родионовым, чем с Сергеем Морозовым – выходцем из силовых структур. И в правительстве области Доронину легче дается взаимодействие с Александром Майером – тоже выдвиженцем от ульяновского бизнеса.
Таким образом, высокопоставленный чиновник губернатора поддерживает на выборах националистическую оппозиционную партию, прекрасно понимая, чем это может обернуться – в первую очередь, для губернатора. Если кандидат, призывающий народ на митинги с антипрезидентскими лозунгами, пройдет в законодательное собрание, это может стать очень сильным ударом по репутации Сергея Морозова. Кто может получить от этого выгоду? Если за возможной победой оппозиции в Ульяновске последуют оргвыводы, вряд ли сам Доронин, обладающий устойчивым реноме “серого кардинала”, выдвинется из тени и будет пертендовать на должность губернатора. Тогда кто? Александр Майер, несомненно, получает наибольшую выгоду в такой ситуации. Во-первых, формально, по должности, он не несет никакой ответственности за возможную победу “Родины” и, соответственно, проигрыш “Единой России”. Во-вторых, опять же формально, он – наиболее вероятная кандидатура на пост губернатора в случае увольнения Морозова. В-третьих, что очень важно – он выходец из регионального бизнеса, который, очевидно, пытается таким образом избавиться от “чужака” Морозова. Регионального бизнеса, которому достаточно комфортно жилось при Шаманове, которому не нужны “варяги”, посторонние инвестиции в регион, где много чего еще осталось неподеленным.
Неприятная складывается ситуация в очередной раз: местечковые олигархи со своими местечковыми амбициями готовы для решения своих, достаточно сиюминутных задач поддерживать любую деструктивную, антипрезидентскую оппозицию, “раскачивать лодку”, дестабилизировать ситуацию, не думая о глобальных последствиях своих действий.