Виктор Моисеев: “За пять минут до войны тоже все бывает спокойно”

Ситуацию в области мы попросили прокомментировать члена совета местной организации “Наша Родина” Виктора Моисеева.

Ребята зажрались

– Виктор Владимирович, руководство области утверждает, что в регионе достигнута политическая стабильность. Это, действительно, так?

– Абсолютно беспочвенная иллюзия. Оппозиция – защитная реакция общества на произвол властей. Пока произвол не становится достоянием гласности и его последствия не затрагивают жизнь людей, можно пудрить мозги голословными утверждениями, что все у нас хорошо. Но только до тех пор, пока непрофессионализм и ангажированность власти, граничащая с коррупцией, не становятся очевидными.

Почти все ключевые посты в органах управления заняли люди, близкие к самарской компании “СОК”, некоторые из них имеют криминальное прошлое. Губернатор называет их менеджерами с богатым опытом, этакой панацеей от ульяновских бед.

На эти грабли мы уже наступали: Шаманов тоже начинал с “варягами”, но вскоре понял, какой у них опыт и какие цели. От многих он избавился довольно быстро, но репутация, которую они ему сделали, – осталась. В период всемирной колонизации конкистадоры тоже “объясняли” аборигенам, что заморские наместники очень эффективные “топ-менеджеры”. История с сырьевыми придатками, мировым империализмом и народно-освободительным движением известна всем по школьному курсу. Пример, может быть, слишком образный, но по сути весьма поучительный.

Если Морозову самарский “СОК” важнее ульяновцев, то он вряд ли может рассчитывать на поддержку земляков. Никакие заезжие коммерсанты не улучшат жизнь в чужом для них регионе – не стоит рассказывать сказки себе и населению.

– Вы, Олег Горячев и Юрий Коган в июне обратились к губернатору с открытой критикой его действий. Это новый политический союз? Какова его реакция?

– У нас разные политические убеждения, но взгляды на проблемы региона совпали – мы указали губернатору на очевидные просчеты. Он не смог возразить нам ни по одному вопросу – ни устно, ни письменно. Зато люди, знакомые с проблемами области, в редком единодушии признали нашу правоту. Худшие ожидания подтвердились. Подводя очередные итоги, администрация сама признала обвал всех показателей развития региона даже по сравнению с 2004 годом (от 10 до 30% по разным позициям), кроме роста смертности населения.

– Какова ситуация на сегодняшний день?

– Народ и власть оказались по разные стороны благополучия. По размаху “международной активности” наш губернатор может соревноваться с министром иностранных дел. Затраты на содержание чиновников превысили затраты на медицину. А газопровод стоимостью 11 000 000 руб. в загородную резиденцию Сергея Морозова обошелся дороже содержания всей пригородной зоны. Ребята зажрались.

На селе люди выживают за счет натурального хозяйства и пенсий. Работать некому, скот порезан, техника брошена. Муниципальное ЖКХ системно уничтожается. ЖЭКи уже отдали никому не известным частным фирмам. Коммунальные предприятия закрывают, увольняют людей, базы сдают в аренду. Муниципальную энергетику банкротят и готовят к передачи чубайсовскому СМУЭКу. Загнав город в долги, готовят к акционированию “УльГЭС”, “Водоканал”, “Теплосервис” и “Теплоком”, забыв, что эти компании должны обеспечивать жизнедеятельность горожан, а не быть источником доходов для новых акционеров. Под нож пускают здравоохранение. Эти идеи генерируются в обладминистрации.

Что же это за власть, которая добровольно отказывается от своих ресурсов в интересах олигархических структур и в ущерб стратегическим интересам региона и жителей области. Уже можно говорить о полной профессиональной несостоятельности нынешнего руководства, и через несколько месяцев, уверен, эта оценка будет звучать не только среди специалистов, но и во многих квартирах ульяновцев.

Цинизм в особо крупных размерах

– Ходят слухи о масштабном отчуждении городской собственности и земли.

– Объявлено о приватизации более трети имущества города. Земли роздано в три раза больше, чем в прошлом году, в основном фирмам, имеющим непосредственное отношение к чиновникам, без всяких конкурсов, аукционов, а соответственно и без дополнительных поступлений в бюджет, то есть даром. Додумались даже недвижимость, приносящую доход в казну, менять на акции частных фирм – по сути, на бумажки, фантики, если хотите.

– Вы выступаете против разрекламированного проекта “Автодром”. Почему?

– Это явная авантюра. Ее обоснования поразительно напоминают аргументацию Остапа Бендера в пользу возведения шахматной столицы в Нью-Васюках, что искрометно описано в “Двенадцати стульях”. Похоже, именно это произведение и вдохновило лоббистов “Автодрома”. Только масштабы совсем другие.

Комбинация заключается в том, что город под сомнительную идею бесплатно отдает землю, недвижимость в обмен на акции частной фирмы, у которой за душой практически ничего нет. Осуществляет эту сделку председатель комитета по бюджету гордумы Вадим Харлов, а получают собственность фирмы, ему же подконтрольные. Сергей Морозов называет это приоритетным инвестиционным проектом Ульяновской области! Видимо, перепутав отчуждение городской собственности с инвестициями. За счет нищего города (по су-ти, каждого из нас), облагодетельствуют одного из самых богатых людей Ульяновска…

Заметьте, не на больницы, реконструкцию ветхого жилья, аварийного с прошлого века городского водозабора или другие общественные нужды. Не на то, чем, собственно, и должна заниматься нормальная власть, а на удовлетворение прихоти местного олигарха, финансировавшего выборы губернатора и мэра!

Меня никто не переубедит, что это не имущественное преступление против города, исполняемое с особым цинизмом и легализуемое при помощи власти. Если бы правоохранительные органы не были такими избирательно принципиальными, то все участники этой комбинации давно бы получили по рукам.

– Но власть находится вне зоны критики, оппозиция молчит.

– За пять минут до войны тоже все бывает спокойно.

Задача любой оппозиции – прийти к власти, чтобы изменить положение дел. Сегодня такой возможности нет. Выстраиванием властной вертикали этот путь закрыт. Губернаторы назначаются, депутатом можно стать только через фильтруемые партийные списки, а до выборов на местном уровне еще целых четыре года и неясно еще, как они будут проходить.

Людей лишили элементарных гражданских свобод: избирать власть и влиять на происходящие события. Контролировать регионы из Москвы физически невозможно. Вот чиновники и оказались предоставлены сами себе и творят, что хотят.

Отстаивают интересы кучки олигархов, которые привели их к власти, да и то похоже не бескорыстно. Для того чтобы сработал общественный иммунитет, нужно было время. Если обществу стало невозможно влиять на действия властей политическими методами, то придет очередь высказать гражданский протест другими способами.

Власть играет с огнем

– Гражданский протест – это бунт, переворот, революция?

– Это способ защитить свои права, свободы, восстановить справедливость и добиться условий нормальной жизни. Это конституционное право гражданина, живущего в государстве, которое провозгласило себя социальным. Если власть не слышит свой народ и изменить ситуацию с самой властью становится легче, чем докричаться до нее, то ситуация с такой властью будет изменена – это вопрос времени. Не исключаю любой поворот.

– Возможны ли у нас конфликты и гражданское неповиновение, как во Франции: горящие машины, бесчинствующие молодчики на улицах?

– А почему нет? Пособия для неработающих иммигрантов во Франции в два раза выше наших зарплат. Вопрос, почему мы так плохо живем и ничего не делаем, а ситуация ухудшается, витает в воздухе. Прибавьте к этому деградирующую экономику, бедствующее население и уничтожение социальных гарантий. Много лет полыхает Кавказ, горят не легковушки, а вертолеты, гибнут заложники в “Норд-Осте” и дети в Беслане, гремят взрывы по всей стране. Куда еще серьезней? Мало борьбы за контроль над чеченской нефтью, федеральными траншами в Грозный – трагедия страны стала еще и козырем в политических играх.

Выборы губернаторов отменили после событий в Беслане. Где причинно-следственная связь? В чеченском вопросе это ни на что не повлияло, а спустя год ситуацию в российских регионах накалило. Местные царьки стали независимы от своих бывших избирателей, плюют на общественное мнение и интересы земляков, тупо и молча претворяют в жизнь ущербные проекты типа монетизации льгот, предстоящей приватизации ЖКХ и здравоохранения. А под шумок придворные олигархи “отдаивают” целые регионы. Люди все это видят, понимают.

Брось спичку – полыхнет похлеще, чем во Франции или в Чечне, и я даже не вижу, кто захочет тушить этот пожар. Армия? Милиция? ФСБ?

И еще – обратите внимание: через центральные СМИ слово “патриот” скоро приравняют к слову “фашист”, как будто у России нет национальных интересов, а патриотизм россиян не соответствует государственной политике. Сейчас понятие “любить Родину” становится антиподом понятия “уважать государство”.