Скандал в Ульяновске: Мэра обвиняют в жестоком обращении с животными

05.04.2006 17:49

УЛЬЯНОВСК, 5 апреля (АНН). В Ульяновске разгорелся скандал между мэрией и экологами. Власти предложили жителям сдавать бродячих животных на убой. Защитники природы решили подать в суд на мэра города.

Экологи намерены привлечь главу города к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными.

Тарифы на отлов и утилизацию безнадзорных кошек и собак недавно появились в одной из городских газет. За одну голову людям обещали заплатить 180 рублей 55 копеек. В городе тут же активизировалась мафия живодеров, которые организовали целые отряды по отлову животных. Одну из таких гвардий возглавил известный в округе бомж по кличке Ворона.

«А что, гораздо прибыльнее, чем бутылки собирать, – признался он нашему корреспонденту, – по доходу близко к продаже сотовых телефонов, которые мы на улице находим. К тому же, поиск псов гораздо проще. Их на улице много бегает…»

В погоне за легкой наживой бомжи стали собирать всех животных подряд, невзирая на их внешний вид. «Кто там из них бродячий, а кто потерялся, не наше дело, – говорит Ворона, – мы их сами не сдаём. Для этого паспорт надо. К нам раз в три дня человек приходит. Мы – ему мешок с котами и собаками. Он нам – деньги».

Разумеется, «воронья стая» получает за одну голову гораздо меньшую сумму, нежели платят городские чиновники. Обычно она колеблется от 20 до 50 рублей за животное. Тем не менее, для бомжей – это неплохой бизнес. Да и тех, кто им приплачивает – тоже. И рыскать в поисках бродячих животных не надо, и навар солидный. При желании бомжи могут поставлять «четвероногий товар» десятками. И спрятаться беднягам особо негде. По указанию городской администрации заколачиваются вентиляционные окна подвалов, в которых скрывались маленькие собаки и кошки.

«Это же настоящая легализация убийства, происходящая с ведома городских властей, – возмущается местный эколог Александр Брагин, – причем сотрудники муниципальной организации, занимающиеся уничтожением бродячих животных, ведут себя не лучше уличных живодеров. Они отстреливают собак на глазах у людей. Это ужасно!»

Один из страшных отстрелов происходил в районе городского Камышинского рынка. Здесь обитали несколько безобидных, по словам торговцев, собак. «Мы их всех знали, прикармливали, – призналась работница рынка Ирина, – и не мешали они ни кому. Был среди них всеобщий любимец – Черныш. Добрейший пес. И умный на удивление. Он прожил на рынке 15 лет и не раз предотвращал кражи. Поднимал лай, когда воришки пытались стянуть товар или чужой кошелек. Но однажды приехали сюда люди на двух уазиках-«санитарках». И стали стрелять в собак. Мы пытались остановить их, но бесполезно. Одна из пуль сразила нашего Черныша. Он еще дышал, когда его поволокли в машину. Я побежала следом, стала плакать, пыталась открыть дверцу уазика и просила отдать мне собаку. Но один из живодеров оттолкнул меня, поднял кулак с наколками и заорал: «Заткнись или следующий выстрел будет в тебя!»

Отстрел у Камышинского рынка проводился муниципальным унитарным специализированным предприятием по уборке города (МУП АТУ). При этом собаколовы уверены, что делают благородное дело. За год они отлавливают более 10 тысяч собак и кошек.

«Да мы ведь гуманно их убиваем, – говорят работники АТУ, – не какими-нибудь там удавками, а современными «спецсредствами» – усыпляюще-умертвляющими пулями. Они мгновенно умирают, если, конечно, вакцина не просрочена…

Руководитель предприятия Николай Пирогов, уверяет, что его ведомство выполняет заявки самих же жителей, на которых нападают бешеные бездомные псы. По той же причине мэрия решила бороться с бродячими животными и ввела расценки на их отлов. «Только за первый квартал было покусано 425 горожан, – объясняют в пресс-службе городской администрации, – должны же мы принимать какие-то меры…»

«Но есть же гуманные способы решения проблемы, – возмущается руководитель регионального «Центра помощи животным» Наталья Кайнара, – мы в который уже раз предлагаем властям города открывать для животных приюты, проводить стерилизацию. Но каждый наш шаг встречает глухое сопротивление властей. Именно поэтому даже выделяемое под приют помещение до сих пор нет возможности отремонтировать. Пытаемся бороться своими способами. Ищем спонсоров. Сумма ремонта, в соответствии со сметой, около полумиллиона.

Местные экологи так же уверены, что без приютов не обойтись. Ведь по действующему российскому законодательству пойманные животные должны держаться в питомниках в течение полугода на случай, если у них отыщутся хозяева. «Просто уничтожая бездомных псов, чиновники совершают должностное преступление, – считает эколог Брагин, – и мы намерены это доказать. В настоящее время Центр помощи животным направил письма о противоправных действиях городской администрации в региональную прокуратуру и Общественную палату РФ. Кроме того, мы намерены в судебном порядке опротестовать действия мэра Сергея Ермакова, инициировавшего акцию по отлову и отстрелу животных».

По российскому законодательству мучение и убийство кошек и собак уголовно наказуемо. За это можно получить срок по статье 245 УК РФ «жестокое обращение с животными». Она предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Именно такой иск экологи задумали предъявить мэру Сергею Ермакову.

В прокуратуре Ульяновской области к создавшейся проблеме относятся неоднозначно.

«Контролировать численность бродячих собак и кошек, безусловно, надо, – считает старший помощник регионального прокурора Василий Зима, – однако следует действовать продуманно, чтобы сомнительные личности в погоне за лёгкой наживой не уничтожали несчастных животных без разбора».

В соседней Самаре городские власти тоже предлагали жителям сдавать бездомных животных на убой. Только тарифы здесь оказались гораздо ниже ульяновских. За одну собаку предлагали 50 рублей, за кошку – 25. Эта акция особенно понравилась местным бомжам и алкоголикам. Горожане идею чиновников охарактеризовали одной фразой – «натравить бродяг на дворняг». Однако, защитники животных молчать не стали. И в конце марта они провели митинг с требованием прекратить безнравственное уничтожение собак и кошек, а лучше открыть для бездомных четвероногих соответствующий приют. На акцию протеста жители привели животных, на шеи которых повесили плакаты с яркими лозунгами вроде: «Лапы прочь от моих братьев и сестер!»

«Неужели нельзя действовать как в Казани, где животных стерилизуют, а потом выпускают на волю в специальных жёлтых ошейниках», – возмущалась одна из организаторов митинга Ольга Недялкова.

После «собачьего» митинга, в Самаре был организован «круглый стол», где обсуждалась проблема бездомных животных. Там собрались ветеринары, медики, кинологи и депутаты. Поспорив, они сошлись во мнение, что убивать четвероногих все-таки не стоит. Лучше регулировать их численность, проводить стерилизацию и строить приют.

Как наказывают живодеров

В прошлом году в Ульяновской области возбуждено уголовное дело против жителя села Незайкино Тереньгульского района. Его обвиняли в жестоком убийстве соседских кошек.

В Подмосковье Воскресенский районный суд в июле 2005 года вынес приговор по делу о жестоком обращении с животными трем жителям, пытавшимся топором убить собаку. По странному стечению обстоятельств один из ответчиков погиб, другой сошел сума. И только третий был приговорен к лишению свободы на 1 год условно.

Летом прошлого года в Башкирии было возбуждено дело против жителя деревни Карпово. К уголовной ответственности его привлекли за то, что он убил соседского пса и приготовил из него обед для всей семьи – жены и трех детей.

В феврале 2002 года в Барнауле к году тюрьмы условно приговорили 40-летнего Валерия Мошкина, который на глазах своей маленькой дочери задушил терьера.

(Корреспондент «Известий» Наталья Полат – специально для АНН).