10 апреля начался месячник по благоустройству и санитарной очистке города. Этому необыкновенно актуальному на сегодняшний день мероприятию были посвящены сразу два (в понедельник и вторник) заседания в администрации, первое из которых открыл и вел глава города А.Молочков, давший понять, что берет столь важное дело под личный контроль. Он также выразил недовольство по поводу затягивания работ по уборке города. Его поддержал и председатель Совета депутатов Н.Горшенин, сформулировавший свои претензии в предельно резкой форме: “Почему мы все ждем команды и разводим руками? Видите – грязно, надо убирать! Ждем субботника? Да в этот день уже обычно все заканчивали и, образно говоря, флаги поднимали…”
Повторим, что Александр Алексеевич Молочков 10 апреля зачитал перед собравшимися руководителями коммунальных служб письмо одного из горожан, разделив недоумение димитровградцев, поразившихся, насколько неприглядным встречает весну 2006 года родной город. Почему? Больше стали мусорить? Меньше спрашивать друг с друга? Недорабатывают коммунальные службы? Проявляют безответственность руководители предприятий, в том числе торговых, не прибирающие на закрепленных за ними территориях? Так или иначе, результат виден воочию всем – город не блещет чистотой. Грязно даже в микрорайонах, всегда выгодно отличавшихся в лучшую сторону, в частности, в 11-м микрорайоне.
Между тем, ничего принципиально нового не произошло и не изменилось. Убрать образовавшуюся после таяния снега грязь, по-прежнему – такое же естественное действие, как стереть пыль или вытрясти половички в собственном доме, когда в этом появляется необходимость. Оно не требует особых приготовлений и планирования. Для настоящих хозяев, разумеется. Об этом и говорилось на совещании. Город уже давно условно разделен на сектора (участки или районы, называть можно как угодно), за каждым из которых закреплен ответственный – предприятие, учреждение, организация, предприятие и т.д. И, кажется, все всем должно быть ясно без особых напоминаний. Но глава решил, что, видимо, напоминать все же придется: он намерен ежедневно по вечерам объезжать город и жестко спрашивать с нерадивых.
А работы предстоит немало. К тому же мы, как уже говорилось, несколько задержались. А между тем, зима добавила хлопот. Морозы и снегопады сделали свое дело: в лесных массивах, как за пределами города, так и во внутриквартальных (например, на территории между молокозаводом, ГПТУ-3 и универсамом, на Свирской и т.д.), сломано и повалено огромное количество деревьев. Убрать их необходимо не столько для того, чтобы “навести красоту”, сколько для того, чтобы обезопасить город и лес от угрозы пожара.
Немало дел предстоит на дорогах и путепроводах. Необходим срочный ямочный ремонт. Хотя бы. Пока же дело продвигается крайне медленно: 345 квадратных метров “залатанных” асфальтовых покрытий за минувшую неделю, это, конечно же, не те объемы, которые заметно скажутся на их качестве. Да и песок, высыпанный вместе с песочно-соляной смесью, пора убирать.
В целом же планы предстоящих работ уже составлены, а кое-где и начали реализовываться. Однако, несмотря на кажущуюся ясность задачи, необходимо провести определенную корректировку и разобраться с некоторыми вопросами, один из которых затронули едва ли не в каждом выступлении: по непонятной для многих причине в самый разгар весны в частном секторе вдруг стали убирать контейнеры, что привело к увеличению количества несанкционированных свалок. Проблема “мусорной культуры” вообще является одной из самых больных городских тем. Выводы многих выступавших на совещании, рассказывавших о конкретных фактах, нередко оказывались не в пользу горожан.
Примером может служить ситуация, сложившаяся на территории, прилегающей к магазину “Арсенал”. Мусор, появляющийся здесь в контейнерах, носит явно бытовой характер, то есть “произведен” горожанами из близлежащих домов. Дело в том, что в домах этого района нет мусоропроводов, и отходы вывозит специальная машина. График вывоза устраивает не всех жильцов, но, вместе с тем, они не хотят, чтобы у домов устанавливали дурно пахнущие контейнеры. Рассказывали и о других (очень похожих по сути) ситуациях, когда чистый некогда двор, где хозяйствует прилежный дворник, вдруг становился рассадником грязи, стоило лишь кому-то из жильцов-нерях бросить мусор в укромном уголке – куча начинает расти на глазах, а после вывоза каждодневно “возрождается” на прежнем месте.
Визитная карточка города, его священное место – аллея Славы – также была названа в числе неблагополучных городских районов. Кто-то постоянно вывозит сюда мусор из торговых киосков. Работники транспортной организации даже находили товарные чеки, по которым можно определить и его “хозяина”. Однако наказать предпринимателя невозможно – нет правовой базы. Некогда на этом поприще небезуспешно работала административная комиссия, штрафовавшая нарушителей. Потом прокуратура указала на то, что у комиссии нет на то законных оснований, и деятельность ее прекратилась. Так и пришлось коммунальщикам убирать этот мусор весь сезон. Неужели придется заниматься тем же и в текущем году?
Но как же все-таки быть с контейнерами? Представитель ООО “Чистый город” объяснил причину сокращения их числа. По нормативам в частном секторе должно быть 150 контейнеров, а фактически стоит более 300, то есть за большую часть вывезенного предприятием мусора плата не производится. Однако “приведение к норме” – палка о двух концах. Результатом такого “приведения” стал рост объемов мусора, вывезенного или отнесенного в ближайший лесок. Да и весна – не самое лучшее время для сокращения количества контейнеров. “Чистый город” признал это и обязался восстановить прежнее количество контейнеров. По крайней мере, на время генеральной уборки.
Все выступавшие, в той или иной форме, возвращались еще к одной теме: пока не будет штрафов (как в отношении юридических лиц, так и в отношении отдельных горожан), город от грязи не очистится. Политику пряника, как показывает жизнь, все же необходимо умело сочетать с политикой кнута.
Впрочем, по мнению экологов, проблемы не решить и без создания условий, при которых горожанам было бы удобнее выбросить мусор в контейнер, нежели нести в лес (эти действия проконтролировать и вовсе невозможно). Контейнеры должны быть доступными, они должны попросту преграждать пути, ведущие в зеленую зону.
На время весенней уборки необходимо также снять ограничения в приеме мусора и не делить его на бытовой и прочий. Именно по этой причине водители мусоровозов нередко отказываются грузить отходы в машину. Но совершенно ясно всем: если убранное не будет вывезено вовремя, мусор останется в городе до лета, а то и до следующего года. Как это не раз и не два случалось прежде.
К сожалению, сегодня практически нет возможности наказывать тех, кто проявляет неуважение к городу и его жителям, своим соседям, нет рычагов “материального” воздействия на нарушителей. Даже, как это ни парадоксально, у службы охраны природы. Пожалуй, лишь центр санитарно-эпидемиологического надзора имеет право давать соответствующие предписания и выписывать штрафы. Руководитель центра В.Никифоров, отметив, что очень много нарушений санитарных норм допускают владельцы торговых точек, не выполняющие даже условия заключенных договоров, заявил: “Если власть идет навстречу бизнесу, то и бизнес должен идти навстречу власти”. Он считает, что в случае нарушений действовать нужно жестко и без лишних разговоров, как намерена действовать в эти дни его служба. “Сегодня население сравнивает прежнюю и нынешнюю администрации, а сравнивать нужно нас всех…”, – сказал он в заключение. Пока это сравнение не в пользу нас нынешних.
На совещании штаба по благоустройству, состоявшемся 11 апреля, куда было приглашено около шестидесяти руководителей различного ранга – бюджетных учреждений, торговых точек, предприятий, коммунальных служб, как и следовало ожидать, не стали тратить времени на лишние разговоры. Ограничились самым необходимым: сверили планы, уточнили дату проведения субботника – 15 апреля (хотя и 22 апреля, и 6 мая могут стать полноценными субботниками – для тех, кому удобнее провести уборку именно в эти дни)… и вновь вернулись к больному вопросу – вывозу мусора, вспомнив о неудачной организации работы транспорта в 2005 году. Будем надеяться, что на этот раз прошлогодние ошибки останутся в прошлом.