Директор департамента международных и межрегиональных связей правительства Ульяновской области Игорь Егоров: “Региону по силам инновационный путь развития”
11-12 мая в Ульяновске пройдет масштабный экономический форум “Современные тенденции развития региональной экономики”. Руководство области, сумевшее в 2005 г. изменить вектор движения региона с глубокого падения на подъем, приглашает деловую элиту страны к поиску дополнительных резервов роста субъектов Российской Федерации.
На вопросы агентства “Интерфакс-Поволжье” отвечает директор департамента международных и межрегиональных связей аппарата правительства Ульяновской области Игорь Егоров.
Игорь Игоревич, с первых дней деятельности новая управленческая команда Ульяновской области демонстрирует завидную активность в развитии отношений с внешним миром – другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья. С какой целью?
Формирование нового “деятельного” имиджа региона действительно является одной из наших приоритетных задач. Достаточно сказать, что за последний год Ульяновск с деловыми визитами посетили пять чрезвычайных и полномочных послов, премьер-министр Республики Белоруссия Сергей Сидорский. Ежемесячно в область приезжают от трех до пяти зарубежных бизнес-делегаций. Регулярно проводим презентации экспортного и инвестиционного потенциалов региона в зарубежных посольствах, торгпредствах, на крупных экономических форумах. Две наши главные цели при этом – содействие выходу наших предприятий со своей продукцией на зарубежные рынки и модернизация существующих на территории области производств на основе привлечения внешних инвестиций и внедрения новейших технологий. Все необходимое для этого у нас есть.
Что именно?
В настоящее время мы имеем достаточно точное представление о своих ресурсах и возможностях их продуктивного использования. В частности, хорошо понимаем: поскольку регион не располагает залежами угля, металлов или значительными запасами нефти, участь “сырьевого придатка” нам не грозит. Значит, следует развиваться по “японской модели”, последовательно развивая инновационные отрасли экономики. С этой точки зрения для нас принципиальным является развитие образования вообще и высшей школы в частности – государственного и технического университетов, сельскохозяйственной академии. И в равной степени – научно-исследовательских отраслевых центров и инновационных предприятий. Очевидно, что “бортничество и собирательство” природных ископаемых – не наш путь.
В том, что Ульяновской области по силам инновационный путь развития, сомневаться не приходится. Наша авиакомпания “Волга-Днепр” вот уже 15 лет успешно продает на мировом рынке такой высокотехнологичный продукт как перевозки крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на отечественном самолете Ан-124-100 “Руслан”. Компания “Вис-Мос” бестраншейным способом прокладывает под реками, дорогами и другими наземными препятствиями трубопроводы такого большого диаметра как ни одна другая компания в мире.
Наукоемкую продукцию мирового уровня создают НПО “Марс”, компании “Мида” и “Утёс”, конструкторское бюро авиационного приборостроения и целый ряд других предприятий. Вместе с тем очевидно, что на многих крупных заводах кризис затянулся. В некоторых случаях – из-за неэффективного менеджмента, а зачастую по причине отсталой производственной базы. Хотя эти беды часто взаимосвязаны. Для спасения предприятий требуются серьезные финансовые вливания в обновление основных фондов и производственная кооперация с зарубежными партнерами, желательно – технологическими лидерами. Только это позволит увеличить объем выпускаемой продукции, зарплату и количество рабочих мест.
Главная цель региональной внешней политики – инвестиции?
Как правило, на переговорах обсуждается самый широкий круг вопросов – от экономики до образования, культуры и искусства. Но в основе, вы правы, конечно же, задачи ускоренного экономического развития – инвестиции и торговля, которые служат быстрой модернизации наших предприятий и продвижению ульяновской продукции на новые рынки.
Насколько активен в этом отношении сам ульяновский бизнес?
Должен отметить, что в последние год-два интерес наших крупнейших компаний к внешнеэкономической деятельности заметно возрос. Есть, конечно, традиционные флагманы: это авиакомпания “Волга-Днепр”, зарабатывающая на зарубежных рынках более 80% своих доходов, и Ульяновский автозавод, экспортирующий четвертую часть выпускаемых внедорожников.
Лидеров экспорта в настоящее время достойно поддерживают крупнейшее авиастроительное предприятие России “Авиастар-СП” и такие молодые амбициозные компании как “AMS-групп” (производство автокомплектующих, продукции легкой и пищевой промышленности) и ДАРС (торговля средствами связи, общественное питание, коммерческая недвижимость и инвестиции). Очень активно развивают сегодня свои внешнеэкономические связи Ульяновский моторный завод и такие компании как “Стройпластмасс-СП” (производство линолеума) и Инзенский деревообрабатывающий завод (мебельные комплектующие).
В целом не менее 50-60 ульяновских предприятий сегодня ведут целевым образом активный поиск новых зарубежных партнеров. Именно они сертифицируют свои производства по ISO 9000, осваивают международные стандарты финансовой отчетности и проходят через независимый аудит. К сожалению, далеко не весь директорский корпус настроен подобным образом. Кто-то “экономит”, отказываясь от разработки бизнес-планов по международным стандартам, другие элементарно скупердяйничают в подготовке самого необходимого – презентационных материалов о своих компаниях, желательно – на родном языке потенциального партнера.
Подобная псевдоэкономия на “мелочах” всегда выходит боком. Как показывает практика, мелочей во внешнеэкономической деятельности не бывает. Отношения с инвесторами нужно правильно выстраивать не только финансово, но и психологически. Именно поэтому сегодня правительство области располагает презентациями инвестиционного и экспортного потенциалов региона сразу на шести иностранных языках – английском, немецком, французском, итальянском, испанском и китайском. И ни одна новая презентация региона в посольствах не повторяет предшествующих. У каждой индивидуальный или, как говорят в бизнесе, клиентоориентированный характер, определяемый составом, интересами и возможностями участников встречи.
Что лежит в основе внешнеэкономической политики Ульяновской области – массовый или адресный подход?
Безусловно, адресный. Во-первых, во внешнеэкономической деятельности мы руководствуемся не гипотетическими соображениями роста, а вполне конкретными планами развития ульяновских компаний. Для этого заранее выясняем степень их интереса к той или иной стране и уже потом соответствующим образом формируем составы бизнес-делегаций. В них не бывает “дежурных” лиц. Сейчас, например, готовятся поездки в Армению и Венгрию, по своему составу это совершенно разные команды.
Во-вторых, развитие наших межрегиональных и международных связей базируется на оценке мировых экономических тенденций, анализе последствий вступления России в ВТО и, разумеется, здравом смысле. В частности, мы скрупулезно собираем информацию о том, какие страны и фирмы наиболее активны на российских рынках. Смысл: не надо ломиться в закрытую дверь, проще и эффективнее сотрудничать с теми, кто не только может, но и хочет это делать. Если, например, впереди других в этом отношении немцы, финны и турки, значит, они и есть наши главные потенциальные партнеры.
В результате сегодня нами сформированы достаточно четкие приоритеты во внешнеэкономической деятельности. Первую строчку среди них занимают как раз те страны, которые активно инвестируют в Россию, – Германия, Италия, Турция, Финляндия и Нидерланды. К числу стратегических партнеров по линии товарообмена и производственной кооперации мы относим Китай и Белоруссию. Весьма перспективным считаем развитие сотрудничества со странами Восточной Европы, где хорошо знают российский менталитет, а большинство топ-менеджеров отлично говорит по-русски, это Чехия, Венгрия, Болгария и Польша.
Еще одно важнейшее направление – страны, уже покупающие либо способные стать покупателями ульяновской продукции. Среди стран СНГ это Азербайджан, Армения, Узбекистан и Казахстан, в дальнем зарубежье – Куба и Иран. Сегодня важно не распыляться, нужна концентрация усилий на ключевых направлениях.
Поддерживает ли российский МИД усилия регионов по развитию международных контактов?
Не только поддерживает, но и в прямом смысле слова помогает. Особо хочу выделить в этом отношении российские посольства в Китае, Германии и Нидерландах, наше консульство в Палермо (Италия). В целом не могу не отметить: мне приходилось общаться с чиновниками многих министерств, но такого уровня профессионализма и одновременно доброжелательности, какие присущи сотрудникам МИДа, я не встречал больше нигде. Школа!
В чем же заключается на сегодняшний день “сухой остаток” активного внешнеэкономического курса Ульяновской области?
Не буду говорить о косвенных приобретениях, имеющих долгосрочный эффект. Например, о возросшей квалификации ульяновских топ-менеджеров в результате общения с зарубежными коллегами. Приведу одни “голые” факты. В правительстве Ульяновской области ведется реестр бизнес-проектов с зарубежными партнерами. Сегодня он включает в себя около 30 проектов, находящихся в различной степени проработки или реализации. Не факт, что все они воплотятся в жизнь, но все это реальные намерения, поддержанные двусторонними договоренностями с компаниями Германии, Голландии, Белоруссии, Италии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Китая.
При этом достоверно могу утверждать, что первые реальные результаты нашей внешнеэкономической деятельности дадут о себе знать уже в текущем 2006 году. Летом будет завершено строительство в Ульяновске центра мелкооптовой торговли международной компании “Метро Кэш & Керри”, кстати, пятой по обороту в Германии; начнется совместное производство сельскохозяйственной техники с белорусами и уже в этом году будет дан старт крупному инвестиционному проекту в сфере сельского хозяйства, инициированному венгерской компанией “АТОН-инвест”. И этот список далеко не полный. Вне всякого сомнения, лед тронулся.