Наш город уже побывал культурной столицей Поволжья, музейной столицей Поволжья и уже объявил, что вот-вот станет библиотечной столицей Поволжья. Однако амбициозные «столичные» планы не иссякают. И это, в общем, хорошо. Вопрос в том, что мы в результате поимеем – не в плане желаний, а в реальной жизни.

О том, что Ульяновская область располагает ресурсами и возможностями для того, чтобы стать одним из поволжских центров туризма, много говорится последние года три-четыре. Говорят музейщики, краеведы, политики, работники турфирм. Что они практически могут предложить? Это можно было понять, заглянув 21-22 апреля в фойе Мемориала на межрегиональную выставку «Здоровье. Отдых. Туризм».

На выставку собрали практически всех, кто так или иначе причастен к туризму и отдыху: от областных театров до музеев, от гостиниц до туроператоров Ульяновской области, Самары, Татарстана. Ничего принципиально нового местные любители путешествий для себя открыть не смогли. Ну разве что «поход за грибами и ягодами» да «охоту на дичь», что предлагали представители Старомайнского района. Самые любопытные узнали, что путевка в международный детский центр «Артек» от одного из ульяновских курортных агентств стоит от 20 до 30 тыс.руб. плюс 2 800 – на дорогу; что большинство ульяновских турагентств предлагают роскошные (в том числе и по ценам) путевки за границу! что путевки в местные санатории обойдутся от 800 до 1200 руб. в сутки. Право же, ради этой информации не стоило затевать выставку.

Уже не первый год слышу о том, что любопытный турмаршрут можно создать в районе поселка Силикатный -тут расположены уникальные памятники природы. На выставке узнала, что идея эта все еще на первой стадии разработки, как написано в рекламном буклете, «пока определены лишь основные составляющие предполагаемого путешествия, рассматривается экономическое обоснование проекта «Заповедная тропа», организаторы открыты для конструктивных предложений». Если перевести это на язык попроще- не будет конструктивных предложений в виде дензнаков – не ступит на заповедную тропу нога туриста.

Есть несколько сохранившихся памятников архитектуры в Инзенском районе. Но с изумлением прочитала на их выставочном стенде приглашение посетить усадьбу Огарева в Проломихе. Я была там дважды: еще в

1991 году усадьба имела относительно приличный вид. Года три назад с тоской увидела: от усадьбы остались лишь стены, растащили по кирпичику. Туристам там только настроение портить…

Разумеется, разработчики идей маршрутов по районам области надеются пока только на ульяновцев. Чтобы привлечь публику из других городов, нужно создать приемлемую инфраструктуру, а значит, заработать деньги. Ведь сегодня перед музеями и другими культурными заведениями стоит четкая задача — зарабатывайте сами! Вот городские музеи и выкручиваются как могут. То кукол-динозавров в литературный музей привезут, то рядом с ленинской экспозицией в историко-культурном центре меняют друг друга восковые монстры, то в фойе Мемориала крокодилы с тараканами народ завлекают. Меньше всего хотелось бы упрекать в этом самих музейных сотрудников. С одной стороны, ульяновские музеи располагают неувядаемым (несмотря на ветры перемен) брэндом – ленинская тема. Или, как сказано в региональной программе по развитию туризма, — «исторически сложившийся туристический продукт «Родина В.И. Ленина». Один только Дом-музей В.И. Ленина записан в реестр культурных ценностей ЮНЕСКО — чем не фишка для туристов! Правда, существуют среди местной интеллигенции оппоненты, считающие, что неприлично зарабатывать на имени вождя. Но ведь ничем другим, с точки зрения любопытных туристов, Ульяновск пока привлечь не может. Нам даже путешествующих летом на теплоходах привезти из речпорта в те же музеи не на чем: за автобусы-то нужно платить. А туристы, останавливающиеся в гостинице «Венец», пишут раздирающие душу отзывы: «Большая кровать, чистая ванная». Такие вот у нас «достопримечательности».

В общем, свежие турпродукты по-прежнему существуют лишь в мечтах заинтересованных людей. Зато в туристических рядах присутствовала еще одна выставка под названием «Банки. Страхование. Кредит». Видимо, намекают, что без банковских кредитов рядовому ульяновцу ни одну турпоездку не освоить. Так ведь кредиты-то потом возвращать придется…