Недавно в ульяновском приложении к газете “Аргументы и факты” было опубликовано интервью с первым заместителем председателя правительства области по реализации национальных проектов Владимиром Козиным, посвященное программе “Доступное и комфортное жилье гражданам России”. К сожалению, положение дел в этой сфере сегодня таково, что любые ответы рожают новые вопросы. И поэтому мы попросили В.Козина ответить на вопросы “Димитровград-панорамы” – в качестве продолжения вышеупомянутого разговора, отправив их ему по электронной почте. Несмотря на исключительную занятость, Владимир Павлович нашел время ответить.

– Заявлял ли Димитровград о своем намерении участвовать в национальном проекте “Доступное и комфортное жилье гражданам России”, в частности в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей”?

– Заявлял. Участие возможно лишь при наличии средств в бюджете Димитровграда для софинансирования этой программы

– На какие средства может рассчитывать область (и соответственно Димитровград) для реализации программы?

– Условия участия: 10 процентов – федеральные деньги, 25-30 процентов – областные плюс муниципальные средства, то есть, из бюджетного фонда получим дополнительно в три раза меньше суммы, заложенной консолидировано.

– Какие суммы будут закладываться в областном и местном бюджетах?

– В областном бюджете заложено уже два миллиона и планируется добавить еще 10, в бюджетах муниципалитетов – в зависимости от их возможностей. Соотношение “область – муниципалитеты” должно быть 50 на 50.

– Соотносится ли ежегодное повышение стоимости жилья с программой обеспечения доступным жильем различных категорий граждан?

– Ежеквартально нормативная цена одного квадратного метра Росстроем пересматривается.

– Как известно, одно из условий участия молодой семьи в подпрограмме – семья должна стоять в муниципальной очереди. Но ведь не секрет, что муниципальная очередь на жилье сегодня практически не движется, и потому в нее уже давно не становятся, а, следовательно, и молодых в ней нет.

– Так надо вставать, только тогда будет возможность для участия в программе.

– Как собирается информация о нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семьях области, нашего города?

– Это зона ответственности муниципалитетов.

– Могут ли в реализации этой программы участвовать ЖСК, различные ипотечные системы, риэлторы?

– Риэлторы почти всегда участвуют при сопровождении сделок, недостающие деньги в этом случае берутся в виде ипотечного кредита в банке. Кооперативы вне этого проекта.

– Смогут ли на самом деле молодые семьи, имеющие низкий доход, выплатить стоимость той же двухкомнатной квартиры в 470 тысяч рублей (уже с учетом бюджетных вложений)? И сколько лет они будут выплачивать ее стоимость? К тому же, эта стоимость определяется исходя из средних установок Росстроя, и фактическая стоимость жилья на рынке, скорее всего, будет значительно выше…

– Недостающие деньги участники программы должны взять в банке под коммерческие проценты и при удовлетворении требований банка по уровню платежеспособности заемщиков. Сроки кредита – банковские (до 27 лет). При цене квартиры в 500 тысяч руб. семья с ребенком может получить субсидию в 200 тысяч рублей, а 300 тысяч рублей ей придется брать в банке. Такую сумму кредита дадут при совокупном семейном доходе в восемь-девять тысяч рублей на семью в месяц. Снизить банковскую нагрузку может наличие собственной суммы у молодых, когда сумма недостающих средств будет менее 300 тысяч рублей.

– Настоящим бедствием нашего времени (в том числе и в нашей области) становится практика, при которой земельные участки покупаются под строительство и не осваиваются. Есть ли на областном уровне механизмы правового воздействия на тех, кто хочет что-то на этом выгадать? Можно ли добиться ограничения прибыльности такого “использования” земли?

– Нормы такие заложены, и в Ульяновске уже возвращены в этом месяце 12 таких участков, процесс идет.

– В продолжение предыдущего вопроса. Насколько известно, во время подготовки документов на объекты, которые должны быть построены на выделенном участке, оговариваются и сроки введения их в действие. Почему не работают эти ограничения (насколько известно, дело обходится лишь бесконечным продлением сроков)?

– С принятием нового Градостроительного кодекса такие санкции уже предусмотрены.

– И, наконец. Что вы имели в виду, когда говорили о “неумелом вмешательстве отдельных государственных структур в попытке регулировать рынок строительства”?

– Об экономике говорить не буду – слишком тема обширная, а вот в сфере строительства “неумелое вмешательство” – это, прежде всего, уверенность чиновника в том, что все, что он ни делает – абсолютное благо для народа. В результате закон о долевом строительстве парализовал застройщиков. Градостроительный кодекс в части аукционов привел к удорожанию строительства. У муниципалитетов нет права изымать (резервировать) земельные участки для муниципальных нужд, прежде всего, для строительства социального муниципального жилья. А на аукционе купят все за максимальную цену, и эти деньги войдут в стоимость одного квадратного метра…

– Программа “Доступное и комфортное жилье гражданам России” предполагает и развитие коммунальной инфраструктуры. Как в области предполагается выполнять эту подпрограмму?

– Пока никак. Эта подпрограмма будет работать в России с 2007 года.