В Димитровграде, в дни, когда проходила VIII Международная научно-практическая конференция “Энергоресурсосбережение. Диагностика-2006”, под председательством генерального директора ЗАО “Промсервис” прошло очередное заседание совета некоммерческого партнерства отечественных производителей приборов учета “Метрология Энергосбережения”. Мы не могли не воспользоваться возможностью из первых рук узнать о работе, проводимой этой организацией, появившейся сравнительно недавно, но уже успевшей занять заметное место в системе организации учета в сфере российского теплоснабжения.

Однако беседа с координатором совета Игорем Владимировичем Кузником, директором ЗАО “ИВК Саяны” сразу же вышла за узкие рамки заявленной темы и приняла форму концептуального монолога о принципах, на которых должны выстраиваться новые отношения в теплоснабжении, о взаимоотношениях бизнеса и государства, о менталитете общества и его влиянии… на качество законов и многом другом. Особенно интересным этот разговор делала незаурядность личности собеседника, его широкие познания и умение соединять разрозненные факты в единую систему, проводить аналогии между, казалось бы, несвязанными явлениями и процессами. К сожалению, газетный объем дает возможность привести лишь часть этой беседы…

– Игорь Владимирович, представьтесь, пожалуйста.

– Я являюсь координатором партнерства отечественных производителей приборов учета “Метрология Энергосбережения”. Счетчики тепла – основная продукция, которую выпускают члены партнерства – для нас, россиян, абсолютно новый вид товара. Еще лет пятнадцать назад о нем просто не думали.

Товар этот не только новый, но и довольно сложный, в силу того, что это – весы. Вы же понимаете: продавец обычно стремится к тому, чтоб весы показывали больше, чем есть на самом деле, покупатель – наоборот. Ну, а мы как производители хотели бы, чтобы весы показывали столько, сколько есть, то есть точно.

Поскольку отсутствовали традиции в использовании подобного вида товара, при внедрении его, естественно, начали происходить отклонения… Если мы представим процесс как маятник, идеальное состояние будет, когда маятник находится в состоянии покоя, то есть когда учтен баланс интересов разных сторон. Уравновешенность эта позволяет, например, безаварийно двигаться по дорогам. Если кто-то считает, что он имеет право двигаться по левой стороне, находятся силы, которые быстренько ему объясняют, что это “экономически нецелесообразно”. К сожалению, в любом новом деле, с учетом наших традиций, все происходит следующим образом: хотели как лучше, а получается как всегда…

– …И возникла необходимость в какой-то регулирующей системе?

– Безусловно. Появилась некая составляющая, которая позволила нам вырабатывать совместные решение, выравнивать, устаканивать маятник. Перегибы, конечно, есть. Их допускают и производители. Приведу один яркий пример. Кажется, в Таллинне в конце 90-х годов был вопиющий случай, когда жители начали жаловаться на такси: вдруг все стали платить на 10 процентов больше. Решили проверить счетчики. Нет, все оказалось в порядке, проверку проходят, а люди продолжают жаловаться. В результате контрольной закупки выяснилось, что производитель счетчиков предлагал покупателю еще и радиобрелок – стоило нажать на кнопочку, и таксометр начинал показывать на 10 процентов больше. Если нет законов, нет традиций, нет судебной практики, обязательно найдется не очень добросовестный человек, который в погоне за деньгами пойдет на все.

– А почему именно производители приборов учета решили объединиться в такое партнерство?

– Да потому что пошли слухи, начали страдать производители и в нашей сфере. Нужно было проводить общую политику, разрабатывать нормальные правила, которые уравновешивали бы ситуацию.

– Скажите, кто входит в партнерство?

– Возникло наше объединение чуть больше года назад. В него вошли питерские производители – предприятия “Взлет”, “Теплоком”, “Логика”. В Москве – “Саяны”, “Центрприбор”. В Калуге – “Промприбор”. Екатеринбург – “Уралтехнология”, Киров – “Гидродинамика”, Димитровград – “Промсервис”…

– Получается большая армия?

– Нет. На самом деле, не очень большая, потому что это очень необычное партнерство. Начать хотя бы с того, что решения совета партнерства принимаются только единогласно. По такому же принципу работают в ЕЭС. Любая страна-член ЕЭС может легко “зарубить” любое решение, используя право вето. Должны быть соблюдены интересы всех сторон. Это очень тяжело. Мы нередко спорим…

– Но решения все-таки удается принимать?

– Именно благодаря этому решения получаются оптимальными. Именно поэтому у нас не президент партнерства, как это принято, а координатор совета партнерства. И многие идеи, которые на первый взгляд казались здоровыми большинству, в конце концов, не проходят. При этом есть обязательства – хартия партнерства, которую все вступающие обязаны подписать и которыми обязаны руководствоваться.

– Цели партнерства…

– Создание цивилизованного рынка продукции, которую мы выпускаем. Приведу простой пример, поясняющий эту идею.

Представитель Госстандарта отправился в Данию – у него было сомнение в добротности одного из приборов датской фирмы. Как вы думаете, он пошел в “датский Госстандарт”? Нет, он пошел в некую ассоциацию производителей приборов учета: “Знаете, мне что-то в этом расходомере не понравилось”. Ему ответили: “Знаете, нам буквально полгода назад привозили этот прибор, и мы проводили независимые испытания его в рамках своего партнерства. Можем ответственно заявить: это очень добротный прибор”. И этого оказалось достаточно, потому что мнение такой организации выше, чем мнение чиновничьей структуры.

Еще пример. В прошлом году уже прошли суды, когда судили сотрудников автоинспекции вместе с инспекторами страховых компаний за сговор с целью получения денег от страховых компаний. Мы не успели получить хорошо работающую автогражданку, а уже службы безопасности страховых компаний, то есть частных организаций, которые и несут убытки, выстроили систему выявления и пресечения попыток использования служебного положения в собственных целях. Известно, что бизнес в этом отношении действует гораздо эффективнее государственных служб. И репутация в бизнесе стоит на порядок больше тех денег, которые могут предложить за то, чтобы ею пожертвовать.

– Какой характер носят, в таком случае, решения совета вашего партнерства? Насколько они в силах повлиять на реальную ситуацию, на законы?

– Очень хороший вопрос. В свое время великие мыслители уходили в народ, несли новые идеи. И многого добились. Но другого способа и нет. Мы тоже пытаемся формировать общественное мнение, изменять его. А общество это и простые граждане, и поставщики тепловой энергии, и чиновники. Недавно я написал книгу об учете. Есть там, конечно, вещи, которые трудно будет понять неподготовленному читателю. Но есть и попытки ясно, просто поговорить о некоторых принципиальных вещах.

– Вы сейчас разрабатываете проекты, которые нужно начать реализовывать как можно быстрее… Как их донести до правительства, к примеру?..

– Могут быть разные способы. Вплоть до открытого письма правительству.

Вот последний случай. Некая группа товарищей получила государственные деньги – на разработку правил учета тепла. И правила были разработаны так, что маятник, на наш взгляд, чуть ли не кверху ногами поставили. Мы разработали аналогичный проект, в котором учли, как нам кажется, все интересы. Мне как одному из авторов, конечно, легко говорить, что проект удался, но это действительно очень хороший документ. Не имея возможности заставить людей в кабинетах его прочитать, мы просто выступили с открытым письмом-обращением к премьеру. На нас вынуждены были обратить внимание, в результате чего заказчик – государство, чиновники, положив два проекта рядом, перестали слушать своих экспертов и сами прочитали эту программу. И зарубили тот самый проект, который был разработан взамен проекту 1995 года и который перевернул маятник. Сегодня ставится вопрос о создании рабочей группы по нашему проекту.

Тем не менее, лучшим, с точки зрения долгосрочного достижения цели, вариантом является, конечно же, вариант, когда закон или правила принимаются корректно. К этому общество должно быть готово. Почему, к примеру, в той же Германии не пишут дурацких (или просто плохих) законов? Почему в Германии чиновник, если на него есть компромат, подает в отставку, хотя никаких законов, которые бы требовали от него этого, нет. А потому что менталитет иной: если он не подаст в отставку, его перестанут уважать, с ним перестанут иметь дело. Понятно, у нас другое общество. Но общество – это же мы. Кто нам мешает образовываться, изменяться?

Наша беда в том, что мы почему-то думаем, что знаем, в чем секрет успеха европейских стран. А секрет до банальности прост: они не нарушают закона. Они ищут инструмент в рамках закона.

Что толку написать закон на бумаге? Он не будет применяться, если люди его не знают. Поэтому задача закона – войти в сознание общества. И если люди его не принимают – вот точное определение – он не будет эффективен.

У нас есть, конечно, свои интересы. Интересы бизнеса, интересы законной защиты от некорректных действий, неправильной конкуренции со стороны иностранных производителей. Мы были бы рады защититься и от чиновничьего беспредела. И мы работаем в этом направлении.

Я всегда подчеркиваю, что тема приборов учета возникла недавно. В институтах и сегодня преподаватели еще не понимают, что такое счетчики. В том числе и педагоги по контрольно-измерительной аппаратуре в МЭИ, где я иногда читаю лекции. И метрологи не знают, потому что в стране нет стандартов, которые бы эту область описывали. Мы и этим занимаемся. Я сам автор государственных стандартов. В партнерстве также над этим работаем, правда, как партнерство национальных стандартов еще не выпускали, только некоторые свои, внутренние.

Мы также всерьез занялись сличением между собой наших эталонов, а эта работа, довольно дорогостоящая, проводится впервые в России. И в Советском Союзе она тоже не проводилась. Работа поддержана нашим Госстандартом.

Нужно сказать, что вообще-то такой структуры как Госстандарт, например, в Америке вообще нет, то есть там не существует национального стандарта. В США есть ассоциация инженеров, созданная чуть ли не в XVIII веке. Она и выпускает стандарты.

– Ее деятельность сродни деятельности вашего партнерства?

– Да. То есть, удивительным образом самоорганизовавшись, возник разумный инструмент. И государство не вмешивается, не контролирует этот процесс…

– …Доверяя профессионалам.

– … Доверяя профессионалам. Так что проблемы в области контроля метрологии со стороны государства в России существуют. Но сегодняшние законы позволяют нам создать метрологическую службу партнерства, которая будет аккредитована государством. Партнерство создает такую службу в ряде городов, где есть члены нашего объединения. Будем конкурировать с государевой службой.

– Скажите, если правила учета тепла, которые вы сейчас разрабатываете, будут приняты, что произойдет, что изменится и как рядовой потребитель, например, простая бабушка, это почувствует?

– У бабушки, образно говоря, появится возможность купить тот счетчик, который ей нравится. Заплатить тому слесарю за установку его, работа которого дешевле или надежней. А не тому, на которого дядя-чиновник укажет, и услуги которого окажутся в три раза дороже. Именно на это и направлены правила. Мы хотим создать нормальную конкурентную среду. Но при этом будет повышена и ответственность производителей. То есть, если прибор у потребителя быстро сломается или будет показывать не то, что должен показывать, потребитель или компания, которая была против этого счетчика, подадут в суд, а этот ущерб будет возмещать производитель. То же в отношении слесаря.

Почему услуги ЖКХ такие дорогие? Да потому что конкуренции нет. И деньги используются неэффективно. И не будут использоваться, пока не появится конкуренции. Человечество пока не придумало ничего другого.

Сергей СЛЮНЯЕВ