В судах Ульяновска растет количество дел, связанных с издевательствами матерей над своими детьми

Только за последний месяц суды различных инстанций рассматривали несколько громких дел по фактам издевательства родителей над своими детьми. Читать материалы по этим процессам страшно. Просто не укладывается в голове, что все эти жуткие вещи творили с малышами те, кто сами дали им жизнь. Мамы…

Воспитание ремнем

В 1998 году жительница Димитровграда Ирина Кондратьева была осуждена за хранение и сбыт наркотических веществ. Женщине дали семь лет. Ее дочери тогда не было и года. Опекунство над маленькой Ниной оформила свекровь – мать бывшего мужа Ирины. Все время, пока Кондратьева отбывала срок, девочка жила с бабушкой и отцом. Выйдя на свободу, Ирина захотела вернуть дочку, и суд это ее желание удовлетворил. Нина к этому времени уже пошла во второй класс. Сначала вроде бы все было в порядке, но потом и бабушка, и классная руководительница Нины стали замечать, что с девочкой творится что-то неладное.

– Весь первый год она училась хорошо, готовила домашние задания, было видно, что бабушка помогает ей и следит за учебой внучки, – рассказала на суде педагог О. АЛЕКСИНА. – В новом учебном году ее поведение изменилось. Она стала боязливой, замкнутой, очень боялась сделать какую-нибудь ошибку. Стала приходить в школу с невыученными уроками. В ее характере появились раздражительность, агрессивность, она могла надерзить, причем употребляла грубые слова, которых раньше не знала.

В середине сентября бабушка Нины встретила ее в школе. Та кинулась к ней и стала упрашивать взять ее с собой. Женщина привела девочку к себе домой, позвонила бывшей невестке и договорилась с ней, что внучка останется у нее ночевать. Позже она решила переодеть девочку, сняла с нее брючки и ахнула. Ноги и ягодицы от поясницы до щиколоток сплошь покрывали багрово-фиолетовые кровоподтеки. Сначала девочка бормотала что-то насчет того, что ее побил одноклассник, но потом расплакалась и призналась, что мама за малейшую провинность лупила ее ремнем.

– В первый раз мама побила меня за спортивный костюм, который я немного запачкала, – рассказывала Нина. – Она стала кричать на меня грубыми словами, я спряталась в ванную, но она вытащила меня оттуда и стала бить ремнем. Потом она наказала меня за то, что я не написала расписание уроков в дневнике, опять била ремнем, дневником по голове, таскала за волосы.

Всего девочка перенесла не меньше четырех таких “актов воспитания”. По ее словам, каждый раз ей было очень больно и невыносимо обидно.

Ирина Кондратьева отрицала все. По поводу кровоподтеков на теле дочки она пояснить ничего не смогла. Ее сожитель высказался в том духе, что, мол, Нина неловкая очень, падает и ударяется о мебель, когда играет. Однако эта версия Димитровградскому городскому суду убедительной не показалась. Он счел, что обвиняемая виновна в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанным с жестоким обращением. 27 февраля этого года она была приговорена к трем годам и двум месяцам лишения свободы в колонии общего режима.

Младенец…

в целлофане

Зачем двадцатитрехлетняя Наталья Беспалова родила в октябре 2004 года дочку, неизвестно. Она даже собственной матери не сказала о том, что беременна, родила дома, и та узнала об этом, только придя с работы. Сама Наталья вряд ли осознавала, что она теперь стала матерью. Для нее практически весь смысл жизни заключался в одном – в бутылке. Отношения с матерью давно испортились, да и та при всем желании не могла присматривать за внучкой, поскольку весь день работала. Поэтому начало жизни маленькой Тани стало для нее настоящим адом.

Однажды медсестра, пришедшая осмотреть девочку, обнаружила ребенка завернутым… в целлофан! Ее кожа вся была покрыта волдырями и опрелостями.

– Мне поручили поместить ребенка в больницу, – рассказывала на суде инспектор отдела ПДН при Заволжском РУВД Ольга ТИМОФЕЕВА. – Но у меня ее там просто не приняли! Девочка была в ужасном состоянии – грязная, в засаленной одежде. От нее исходил неприятный запах. Я сама мыла и переодевала малышку.

– Она запросто могла уйти и бросить ребенка в квартире, – рассказала корреспондентам “Меридиана” соседка Беспаловых Галина НЕЕЛОВА. – Я часто забирала и кормила малышку. Зимой она несколько раз… просто выбрасывала Таню. Мой муж вышел, смотрит, а она лежит в одеяльце возле киоска прямо на снегу. Иногда забывала дочку в тех местах, куда ходила выпить. В последний раз ушла, бросила открытой квартиру, Танечку в ней и… пропала на два дня!

Это стало последним в длинной череде издевательств, которые маленькая Таня вынесла от родной матери. Органы опеки отправили девочку сначала в больницу, а потом – в городской Дом ребенка. По решению Заволжского районного суда Наталья Беспалова была лишена родительских прав. Кроме того, ее обязали платить родной дочери алименты – четвертую часть всех видов заработка. Вот только последнее вряд ли возможно – ведь Беспалова нигде не работает.

Детей эвакуировали через форточку

Другая жительница Заволжья, Людмила Решетова во многом напоминает предыдущую героиню – с той разницей, что она в свои двадцать два года произвела на свет двоих ребятишек, а также успела получить и отбыть срок. Сейчас старшей девочке Полине не исполнилось и трех лет, а маленький Рома недавно встретил первый день рождения. Их положение было еще хуже – возможно и такое. Читать акт обследования условий, в которых они существовали, без дрожи невозможно. Вот цитата: “…огромное количество пыли, полы, которые не моются месяцами. Спертый запах мочи, сигаретного дыма и сырости. Из продуктов питания – только ложка сухого молока, совсем немного одежды, нет детских игрушек”.

Этот осмотр проводился тогда, когда соседи, встревоженные постоянным детским плачем, вызвали милицию и вместе с инспектором ПДН О. Карбовой сами эвакуировали несчастных детей через форточку! Еще одна цитата: “Одежда, которую сняли с детей, была мокрая от мочи и грязная, словно они ползали по влажному чернозему. У мальчика вся правая сторона тела была красная, и кожа на ней стерта, как будто ожог или малыш долгое время лежал на одной стороне, в паховой области пролежни”. Без комментариев…

Сейчас Полина и Роман находятся в Доме детства. Как рассказал нам его директор Александр АГЕЕВ, детишки хорошо адаптировались. Полиночка совсем освоилась, лепечет вовсю, играет. Рома стал активно прибавлять в весе, есть сдвиги и в эмоциональной сфере. Раньше совсем запуганный, он стал реагировать на взрослых, в ладоши хлопает, улыбается.

– У нас 250 детей, и практически все такие, – признался нам в конце беседы Александр Анатольевич. – Чуть ли не ежедневно поступают ребятишки с тяжелыми судьбами. Как говорится, свободных мест нет… Я не знаю, что нужно делать с родителями, которые доводят собственных малышей до такого состояния. А когда смотрю, в каком состоянии поступают к нам некоторые, то думаю – четвертовать публично, ей-богу…

Имена и фамилии детей и матерей изменены по этическим соображениям.

Редакция благодарит Димитровградский городской и Заволжский районный суды за помощь в подготовке материала.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

За 2005 год, по данным областной прокуратуры, в нашей области выявлено свыше 3000 нарушений законов о правах и интересах несовершеннолетних и молодежи.

Опротестовано 350 незаконных правовых актов.

В суд направлено более 700 исковых заявлений.

Возбуждено 80 уголовных дел.

Анна НИКС