Есть подозрение, что при установке цен на проезд в садовые товарищества (с/т) за ориентир были взяты не нужды населения, а чья-то фантастическая прибыль.

Накануне Дня Победы чиновники одного из областных департаментов пытались объяснить прессе, как велся расчет стоимости проезда до садов на этот сезон. А в выходные, вкусив новых цен, подсчет вели уже сами огородники. Сделали это и мы, тем более арифметика оказалась несложной. Для примера взяли маршруты в несколько садовых товариществ Заволжского района — «Созидатель», «Юрманки» и некоторые другие, объединенные одинаковой стоимостью проезда — 19 рублей. Доходности перевозок на этих, как, вероятно, и на всех прочих маршрутах, впору позавидовать, пожалуй, даже нефтепромыслам.

До названных садов автобус идет из нового города порядка 30 минут.

На линиях в основном «Икарусы», одинарные и «гармошки», изредка «ЛиАЗы». В субботу и воскресенье все заполнены под завязку. Можно предположить, что количество автобусов специально подобрано так, чтобы были «битком». Помещается в салон при этой плотности до ста человек, в «Икарус»-«гармошку» — до 130, а то и все 150. В среднем за поездку в один конец с пассажиров собирается таким образом 2000-3000 рублей. Или порядка 70 рублей за каждую минуту пути. В «гармошке» под 100 рублей за минуту.

Маршруты, о которых идет речь, длиной примерно 25 км. На 100 км новый «Икарус» расходует 50-55 литров горючего. В сады ходят старые автобусы, поэтому берем расход топлива в 80 литров на 100 км. От жилого массива до с/т «съедается» 20 литров, их стоимость — 300 рублей. В день автобус делает не меньше шести полноценных рейсов, собирая с дачников 12000-18000 рублей (в зависимости от салона — одинарный или «гармошка»). И рейса четыре получаются недозагруженными (утром из с/т, вечером в с/т). Их общий сбор — 4000-6000. Итого 18000-24000 рублей в день. 3000 рублей в смену вычитаем на горючее. Минусуем из суммы сбора также 500 рублей на дневную зарплату водителя и 250 — кондуктора. Издержек набегает 3750 рублей.

Еще пусть 1250 рублей в день на ремонт возможных поломок машины. То есть затраты за одну смену на один автобус вряд ли превышают пять-шесть тысяч рублей, остальное — чистый доход тех, кто контролирует перевозки. Доход этот варьируется от 12-13 тысяч до 20 тысяч рублей в день с одного автобуса. В смену их на линии обычно два, ходят поочередно, что дает суммарный доход в 30-40 тысяч рублей. Нетрудно оценить, сколько набирается за два выходных дня, за месяц, за дачный сезон. И это только с одного садового товарищества. Норма прибыли, скрытая чиновниками в ценах на проезд, близка к 300-400 процентам! Не случайно на остановках можно увидеть, как к водителям, пытающимся подвезти на своих машинах садоводов (попутно), подскакивают молодые люди и, не скрывая угроз, советуют пассажиров на дороге впредь не подбирать. Волнуются за прибыль.

Вот такие деньги власть и близкие ей структуры запланировали настричь с огородников. Понятно, что при этих ценах занятие землей теряет всякий смысл. Людей с их огородов попросту выдавливают. С какой целью, вопрос открытый. Казалось бы, власти надо не раздевать донага эту категорию населения, а наоборот, поддержать. В потрепанных «Икарусах» нет богатых, в них все малоимущие. Огород помогает им выживать.

Копаясь в грядках, они снимают с власти часть ее забот. Кроме того, люди отходят на своих участках душой, на время забывая о проблемах.

Разве это не в интересах власти?

Поражает в данном случае не равнодушие ульяновских руководителей, поражает их глубочайшая враждебность к собственному населению. Как будто власть не плоть от плоти его, а оккупационный режим, выжимающий из захваченной территории все до последней капли. В автобусах люди сообщали друг другу, что «вопрос решается» и стоимость проезда, возможно, снизят. Не снизят. Сделать это не позволят те, кто заставил чиновников (или же стимулировал взятками) установить такие цены. Если дело во взятках, то их придется ведь возвращать, а кто же на это добровольно пойдет.

В общем, у садоводов шансов нет, как, думаю, и у области — при таком отношении к народу. Попытки отдельных фигур во власти зажечь в народе энтузиазм не дадут никакого эффекта, поскольку люди видят, что слова власти слишком часто и слишком сильно расходятся с ее делами. Садовые же товарищества региона ждет разруха. Масса участков уже брошена. Их, поросших бурьяном, прибавит и нынешний сезон.

Потом придут мародеры и вслед за опустевшими хибарами бедняков разграбят дома состоятельных дачников, тех, кто приезжает сегодня в свои загородные «гнезда» на личных автомобилях. Власть делает все, чтобы огородничество, этот своеобразный российский национальный проект, в нашей области угробить. А гробить у нас умеют, у нас с созиданием проблемы.

Юрий КАШИНСКИЙ.