“Сколько лет мы о войне все пишем…” Публицисты, историки, литераторы. Те, кто никогда ее не видел, и те, кто сделал полный глоток из этой чаши горя и страданий. И сколько еще будет написано… Пока живы те, кто хлебнул из чаши. Пока хранят память те, кто с войной не знаком. Пока одно поколение передает эту память другому. Пока живы любовь и сострадание, пока имеют ценность слова “сын”, “мать”, “отец”, “родина”, пока бьется сердце…

Но “писать”, прежде всего – запечатлевать, сохранять, беречь. В определенном смысле, эта работа, миссия – часть исторического процесса, один из его элементов. И здесь нет преувеличения. Такой частью летописания истории страны и нашего города стала и встреча с героями книги Евгения Ларина “Пока бьется сердце”, уместившей тридцать очерков о мелекессцах – участниках Великой Отечественной войны, состоявшаяся в ЦКиД “Восход” в преддверии празднования Дня Победы.

Меньше всего эта встреча походила на авторский творческий вечер поэта Ларина, хотя, разумеется, на нее первыми пришли его почитатели, друзья, коллеги по литературной работе.

Это была подлинная встреча поколений, которая началась еще в холле центра. Юные мальчишки-кадеты стали настоящим символом, лейтмотивом вечера. Они встречали ветеранов у самого входа и провожали их в зал. Их выправка и предупредительность создавали соответствующую атмосферу во время самого мероприятия. А одним из самых трогательных моментов встречи стало вручение кадетами книги Ларина в подарок приглашенным родственникам тех, о ком в ней рассказывается. Может быть, мальчишки и не все (по молодости) понимали, но совершенно определенно можно было сказать: их научили главному – почитать старость и мудрость, а еще – уважать жертву, принесенную поколением военных лет.

А жертва оказалась большой – не все смогли пережить ее. Среди мелекессцев, не вернувшихся домой, были Мария Мусорова и Антонина Потапова, женщины, вступившие в бой с врагом наравне с мужчинами и сложившие в этой борьбе головы. “Прошу обо мне не беспокоиться”, – писала маме Тося Потапова с войны, на которой она осталась навсегда. Как и в нашей памяти. И в имени улицы.

Помнят в нашем городе и Марию Мусорову, героически погибшую в концлагере. Бюст ее украшает одну из самых просторных, уютных… и мирных улиц города – улицу III Интернационала.

Эти два драматических эпизода минувшей войны восстановили для зрителей актеры. Однако вечер в “Восходе”, несмотря на то, что в нем было немало великолепных концертных номеров, не походил и на традиционную литературно-музыкальную композицию, настолько сплетенными с жизнью оказались его элементы…

– Мама, ты мне рассказывала о них. Но ведь ты сама не видела этого, – говорит маленькая девочка, и неясно (да и не важно) – дочь ли она ведущей или просто продолжается этот маленький спектакль.

– Да, не видела, но об этом пишут поэты и писатели…

…Чтобы помнили и дети нынешних детей, и наших внуков внуки…

Пожалуй, главное в таких книгах даже не выдающиеся литературные достоинства, как ни кощунственно это звучит, а факты, фамилии, даты, живые детали. Правда, одним словом.

К такой книге, пожалуй, можно применить известное определение, использовавшееся, правда, по отношению к кино – запечатленное время. И в этом ее главная ценность.

Они не были рождены для подвигов, для нечеловеческого преодоления. Они не готовили себя к этому. Подвига – спасти чужие жизни и сохранить собственное достоинство – потребовало время. Они выполнили требование, сумели и спасти, и сохранить.

Знать этих людей лично и жить с ними рядом – это, наверное, и есть счастье. По крайней мере, так считает сам автор, который искренне любит этих людей и горд знакомством с ними.

Тридцать очерков о судьбах тридцати наших земляков. О каждом из них в этот вечер вспомнили, каждого назвали. Думается, организаторы приняли правильное решение, доверив именно школьникам пронести эти имена через свои сердца. Научить читать и считать, конечно же, необходимо, но, возможно, куда важнее учить молодых помнить.

Как мы уже говорили, главное в такой книге – его величество факт. Однако все же любой факт может пропасть в болоте бездарного языка, мелких мыслей, тусклых образов. Работа писателя, это, прежде всего – ответственность. И не каждому удается сделать книгу живым (!) свидетельством для нас, детей и внуков.

В этот вечер Евгений Степанович показал, как писалась эта книга, что в нее вложено, чего она стоит. Ларин всегда был известен как эмоциональный исполнитель собственных произведений, истинный публицист, но на этот раз то, что увидели зрители, превзошло самые смелые ожидания. Выступление Е.Ларина, прочитавшего большой отрывок из поэмы “Память”, вышло за рамки традиционной авторской декламации. Вспомнив перед своим выступлением приезд в Мелекесс лет 30 назад Роберта Рождественского, читавшего “Реквием” (“Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это надо не мертвым, это нужно живым”), Евгений Степанович сказал: “Мы пришли сюда, чтобы вспомнить всех поименно. И еще – сказать спасибо живым, поистине легендарным людям”. И начал читать…

Нет, он не читал. Это был удивительный пятнадцатиминутный моноспектакль. Представление театра одного актера. Сцена словно развернулась на нескольких уровнях. Герой поэмы оказывался на месте вымершего родного села, склонялся над могилами родных на деревенском кладбище, “Анна, слушай сюда” – безутешно взывал к оставшемуся лишь в памяти образу жены, плакал, гневался… Да, это был настоящий реквием. Мы словно воочию видели… Мосты, разведенные эпохой… Покалеченные судьбы… Вечного преследователя – войну…

Когда Ларин закончил, в зале не оказалось человека, который бы продолжал сидеть на своем месте, который бы остался равнодушным. Встали все. И долго, очень долго аплодировали. Были и плачущие.

Мины минувшей войны обезврежены. Так нам кажется. “Но какой же сапер разминирует наши сердца?”

“Сколько лет мы о войне все пишем…” И, наверное, еще долго будем писать… Пока сердца бьются…

Сергей СЛЮНЯЕВ