12 мая русский на один день стал международным языком общения для участников молодежной ассамблеи в Ульяновске
О борьбе с молодежным экстремизмом, шовинизмом, расизмом и другими “измами” столько говорят, что оскомину набили. “Международная молодежная ассамблея национальных культур” стала очередным событием в ряду других таких же помпезных мероприятий, проводимых в нашей области на фоне возросшей уличной преступности среди подростков. Но кажется, нашему городу, где на стенах и заборах все чаще и чаще появляются свастики, пришло самое время поговорить о дружбе между национальностями.
Слово “международная” в названии мероприятия поначалу меня сильно удивило, ведь было заявлено, что приедут участники из регионов Приволжского федерального округа, а не из разных стран. Однако уже на предшествующей ассамблеи выставке в ЦНТИ я увидел, что помимо татар, русских, чувашей, мордвы и башкир свои национальные костюмы, обряды и праздники представили евреи, армяне, азербайджанцы, вьетнамцы и даже выходцы из жаркой Замбии, которых, как выяснилось, в Ульяновске довольно много. Благо языкового барьера на ассамблеи не возникло – все говорили по-русски.
– Я из Каноэ – столицы Вьетнама, – сказала мне на чистом русском языке юная вьетнамка, одетая в свой народный костюм. – Правда, уже четыре года живу в Ульяновске. А все предметы, которые я здесь показываю, специально привезли из Вьетнама для этой ассамблеи.
Каждое изделие выполнено вручную – картины из морских улиток, переливающиеся перламутром, открытки из ткани с сюжетами из жизни крестьян, плетеные панамы из тростника… Пока я разглядывал вьетнамские штучки, из другого конца зала вдруг раздалась пронзительная трель. Это башкир, наряженный в меховую шапку и расшитый бисером камзол, заиграл на своем народном инструменте, похожем на флейту, которую однако как-то странно вставляют в рот. Около музыканта тут же собралась толпа, многие начали хлопать в ладоши, а замбийцы даже попытались подпевать на своем диалекте.
Но самое главное веселье началось ближе к вечеру в парке им. Свердлова. Там делегации показывали “визитные карточки” – концертные номера с национальным колоритом: песни, танцы. В принципе все было довольно традиционно, отличились замбийцы – вместо африканского фольклора чернокожий студент университета неожиданно, причем очень выразительно прочитал стихотворение Симонова “Жди меня”. Особый успех этот номер имел у группы зрителей в больничных халатах. Это пациенты из близлежащего госпиталя ветеранов подтянулись в парк с молодежью потусоваться.
Выделив из огромной массы участников тех, у кого были самые красочные костюмы, я подошел поговорить. Оказалось это школьники из Саранска – представители тамошней детской этнографической студии.
– Ну и как вам? Понравилось?
– В целом – да, но вообще не хватает яркости, – ответили ребята, которые уже не первый раз участвуют в подобных ассамблеях. – Зато в плане организации Ульяновск среди всех городов можно отметить в положительном смысле: встретили нас хорошо, поселили в гостиницу, заботятся о нас, кормят. Но, к сожалению, график настолько плотный, что даже некогда пообщаться с другими делегациями, а ведь это немаловажно.
Антон ИРИНИН