История Государственной автоинспекции начала свой отсчет задолго до создания этой службы. Как же все начиналось? Об этом – в сегодняшней публикации, подготовленной совместно с отделением ГАИ УВД Димитровграда.

Когда в нашей стране в середине 1918 года вплотную приступили к созданию милиции, вопрос обеспечения безопасности движения по аналогии с полицией царской России был отнесен к ее ведению. Милиция должна была выполнять эту работу в рамках деятельности “по охране революционного порядка и гражданской безопасности”. В инструкции “Об организации Рабоче-крестьянской милиции” обязанности эти обозначались так: “наблюдение за исправным состоянием дорог, мостов, гатей, улиц, площадей, а также надзор за порядком движения на них”. В вышедшей вслед за этим в декабре 1918 года инструкции милиционерам также указывалось, что “милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение”.

Если регулирование движения автомототранспорта с первых лет советской власти было отдано милиции, то службу, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, контролем за техническим состоянием автомашин, их эксплуатацией, подготовкой водителей, приспособленностью дорог, предстояло создавать заново. Делалось это не сразу, путем проб. До 1921 года эти обязанности были возложены на центральную автомобильную секцию Всероссийского совета народного хозяйства. До 1928 года эти функции выполняло Центральное управление местного транспорта. Затем его преобразовали в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. А постановлением от 5 ноября 1934 года СНК СССР признал необходимость организовать при этом управлении Государственную автомобильную инспекцию, имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин. Однако не успели полностью укомплектовать новое подразделение, как 28 октября 1935 года это управление было передано в НКВД. Решение о передаче Госавтоинспекции в Главное управление рабоче-крестьянской милиции принято в марте 1936 года. А 3 июля того же года СНК СССР своим постановление утвердил Положение о Госавтоинспекции. Эту дату и принято считать днем рождения ГАИ.

Задачами Госавтоинспекции стали: борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта, разработка технических норм и измерителей его эксплуатации, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, количественный и качественный учет автопарка. В ее ведении находились также квалификационные комиссии, которые принимали экзамены на право управления автомототранспортом и выдавали удостоверения водителям и преподавателям автошкол и курсов, технические лаборатории и опытные гаражи-лаборатории для разработки проблем безопасности движения, технических норм расходования на автотранспорте материалов и измерительной аппаратуры. В положении подчеркивалось, что работники ГАИ пользуются всеми правами, установленными для рабоче-крестьянской милиции.

В феврале 1992 года управление ГАИ РСФСР было преобразовано в Главное управлением Госавтоинспекции МВД России. А 15 июня 1998 года Указом Президента РФ Госавтоинспекция была переименована в ГИБДД – Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.