Кайдзен по-русски.

Как ставленники “Северстали” загоняют производителя “козлов” и “буханок” в XXI век.

Управленцы Ульяновского автозавода сыплют японскими словами из книги Джеффри К. Лайкера “Дао Toyota”. хозяева из “Северстали” поставили перед ними задачу проводить “непрерывные изменения к лучшему” — “кайдзен”. сделано многое, Но до превращения УАЗа в современный автозавод все еще далеко.

За свою без малого 65-летнюю историю (завод был запущен в 1942 г.) УАЗ повидал всякое. В годы войны здесь производили грузовики “ЗиС-5” с газогенераторными двигателями, которые работали на дровах и каменном угле. Затем в течение десятков лет штамповали советские внедорожники двойного назначения “УАЗ-315” (“козел”) и мини-вэны “УАЗ-2206” (“буханка”) — общим числом около 100 000 в год. Оставшись в начале 1990-х без заказов силовых структур, завод оказался в кризисе. Тогдашний губернатор Ульяновской области Юрий Горячев попытался восстановить плановую экономику в рамках одного региона. Выполняя областной заказ, УАЗ должен был закупать сиденья на предприятиях Всероссийского общества слепых, а рамы — в колониях ГУИН. Эти действия вместе с ликвидацией военной приемки нанесли смертельный удар качеству продукции. Когда в конце 2000 г. УАЗ был приобретен “Северсталью”, предприятие находилось в плачевном состоянии. “Завод был глубоко убыточный, расплачивался автомобилями за поступающие комплектующие. Не было никакого управления сетью продаж, не было никакого производственного управления… Натуральное хозяйство. Вот завод, который мы получили”, — живописует в интервью SM Вадим Швецов, генеральный директор “Северсталь-Авто”, обстоятельства своего прихода на УАЗ. Убытки предприятия в 2000 г. достигли $30 млн при годовой выручке $270 млн.

увеличить

* все иллюстрации

РЕФОРМЫ

Пришедшая на УАЗ команда, костяк которой составили выходцы из McKinsey & Company, начала с финансовой санации. Первым делом избавились от бартера и реструктурировали долги. К декабрю 2001 г. объем накопленных инвестиций “Северстали” в УАЗ достиг $100 млн. Кредиторская задолженность завода с более чем 4 млрд руб. в 2001 г. сократилась до 1,3 млрд руб. в 2002 г.

Одновременно реформировали систему сбыта, которую завод к моменту прихода “Северстали” почти не контролировал: 80% продукции уходило на рынок через несколько ульяновских фирм, самовывозом доставлявших автомобили по всей стране. Сегодня “уазиками” торгуют четыре десятка официальных дилеров завода, отобранных по следующим критериям: опыт работы в автодилерском бизнесе не менее трех лет, наличие собственного шоу-рума и сервисной станции, продажи автомобилей не ниже 5 млн руб. в месяц, запчастей — не ниже 800 000 руб. Наконец, функции сбыта вывели из компетенции менеджмента завода и сосредоточили на уровне “Северсталь-Авто”. Теперь, как свидетельствует Людмила Давыдова, менеджер по “УАЗам” дилерской компании “Элекс-Полюс”, производитель действительно вплотную занялся обеспечением своих продаж. “Северсталь-Авто” проводит конкурсы для покупателей, активно собирает статистику — вплоть до адресов и контактной информации новых владельцев “УАЗов”. “По “Патриотам” данные по продажам и тест-драйвам “Северсталь-Авто” требует ежедневно”, — говорит Давыдова. Серьезным изменениям подверглась система закупок, которая также была централизована. Среди поставщиков запчастей начали проводить тендеры, из-за чего доля монопольных поставщиков сократилась с 42% в 2002 г. до менее чем 4% в 2005-м.