Необычная тенденция наблюдается в последнее время в Ульяновской области. Вопреки всякому здравому смыслу, людей с достатком потянуло в самые «грязные» места двух крупнейших городов нашего региона. Речь идет о печально известном Соловьевом овраге в Ульяновске и территории НИИ атомных реакторов в Димитровграде.

Кирпичи

с периодом полураспада

В последнее время вблизи печально известного в центре города Соловьева оврага как грибы после дождя стали вырастать элитные особнячки и коттеджи. Хотя совсем недавно жить здесь считалось не только не престижным, а напрямую опасным для здоровья. Вот уже несколько лет местные экологи, природоохранная прокуратура и СМИ бьют тревогу – дома в Соловьевом овраге построены в буквальном смысле слова из радиоактивного материала.

«Ульяновский меридиан» уже писал об этом. Напомним, что в 1962 году на Ульяновском приборостроительном заводе произошел крупный пожар, полностью сгорел цех с запасами радия-226, используемого в авиаприборах для световой индикации в ночное время. Тогдашнее руководство предприятия не стало заморачиваться с заказом специальных контейнеров для захоронения. Радиоактивные остатки не удосужились даже вывезти на свалку, а просто сбросили в расположенный поблизости Соловьев овраг.

Местные жители охотно использовали свалившийся на них «с неба» строительный материал. Шлак замешивали в цементный раствор и использовали при изготовлении бетонных блоков для домов. Так образовался целый «светящийся» поселок. К слову, период полураспада радия-226 составляет 1600 лет! Тайна же Соловьева оврага выплыла на свет спустя тридцать лет.

– В 1992 году в наш город вызвали специальную летающую лабораторию Зелено-градского государственного предприятия «Геологоразведка», которая базировалась на вертолете МИ-8, – рассказал нашему корреспонденту глава ульяновского отделения всероссийского общества «зеленых» Александр БРАГИН. – Специалисты сделали аэрогаммасъемку почвенного покрова и составили карту радиационного загрязнения в городе и прилегающих к нему территориях. Результаты оказались ошеломительными – самая большая вспышка располагалась непосредственно в центре города, на месте Соловьева оврага.

По свидетельству местных экологов, поначалу площадь опасного участка составляла 4 км в длину и 1 км в ширину. Сейчас специалисты затрудняются говорить о нынешних точных границах радиоактивного загрязнения, поскольку овраг находится в оползневой зоне.

До центра как

до смерти – рукой подать

– Для жителей местного «чернобыля» картина сейчас складывается отнюдь не радостная. Во время последней проверки Соловьева оврага были обнаружены места, в которых уровень радиации превышает 1000 мкР/час, – сообщил главный эколог города Андрей САЛТЫКОВ. – Это при том, что естественный радиационный фон не должен превышать 20 мкР/час, а для жилых зданий по санитарным правилам допустимый уровень – до 33 мкР/час. И денег на дезактивацию оврага в местном бюджете нет.

С тех пор как тайна Соловьева оврага выплыла на поверхность, живущие в нем люди пытаются оттуда уехать. Потому что появилась пугающая статистика: в трех из пяти домов на 1-й улице Попова несколько человек умерли от онкологических заболеваний. Попытки сменить место жительства были тщетны: добротный дом в радиационном овраге нельзя выменять даже на однокомнатную квартиру. И вдруг здесь принялись возводить симпатичные дорогие коттеджи… Местные мальчишки показали нам на нехилый особнячок, который отстроил, по их словам, один весьма крупный чин в УГИБДД. А встреченный нами гражданин на крутом джипе, который отрекомендовался как частный предприниматель Володя и который тоже строит здесь себе «гнездышко», от нашего лепета про радиацию попросту отмахнулся:

– Да какая там радиация! Здесь же земля золотая! До центра буквально рукой подать.

Неужели нашим «новым русским» настолько не стало хватать жизненного пространства, что они готовы жертвовать своим здоровьем, лишь бы умереть поближе к центру?!

Домик с видом

на реактор

Но что там коттеджи в радиационном Соловьевом овраге, в Димитровграде вообще додумались строить жилье рядом с атомным реактором! Так, 22 марта прошлого года между комитетом по управлению имуществом Мелекесского района и местным отделением Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» был заключен договор, по которому последнему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 90 000 кв. м под строительство жилого квартала малоэтажной застройки. В лесном массиве, непосредственно на территории федерального унитарного предприятия «Государственный научный центр Российской Федерации – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ГНЦ РФ НИИАР), планировалось возвести 80 коттеджей! Строительство уже шло полным ходом, когда делом заинтересовалась областная прокуратура.

– В ходе нашей проверки было установлено, что федеральные органы не принимали каких-либо решений в отношении этого земельного участка, – пояснил нам старший помощник прокурора Ульяновской области Василий ЗИМА. – По закону земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии или пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, из оборота вообще изъяты! Из-за особенностей деятельности, которой занимается «ГНЦ РФ НИИАР», его территория просто не может предоставляться в частную собственность или быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством. По-моему, это даже излишне объяснять! Я даже не могу предположить, чем руководствовалось «Боевое братство», планируя данный поселочек под боком у ядерного реактора. Неужели перенаселение среди «новых русских» дошло до таких пределов, что они согласны жить с таким соседством?

Точку во всей этой истории поставил 23 мая Ульяновский арбитражный суд. Строительство коттеджей возле НИИ атомных реакторов было запрещено, а участок в 90 000 квадратных метров возвращен государству.