Кто такие ветераны?
Толковый словарь Ожегова дает следующее толкование: «Старый, опытный воин; старый, заслуженный деятель, работник». В свое время звание ветеран труда и полагающиеся льготы получали все, кто имел трудовой стаж не менее 20 лет без каких-либо дополнительных условий. По-моему, справедливо.
Пенсионеры и «льготники»
Однако как-то это слишком просто показалось тем, кто радеет о благе народа. В 1994 году вышла новая редакция закона. Чтобы получить звание ветеран труда, стали нужны правительственные награды. И вот ветеранов разделили на две категории: «льготники» (их примерно треть) и обычные пенсионеры (примерно две трети).
– Когда я в общественном транспорте встречала пожилых людей, с достоинством предъявляющих ветеранские удостоверения, внутри закипала обида, – говорит Тамара Трудолюбова. – Они ездили бесплатно, а мы – за полную стоимость. Хотя работали не хуже других. И сейчас ветераны могут приобрести проездной за половину его стоимости. Мы же и тогда были лишены этой привилегии, и сейчас не получаем денежную компенсацию. При этом пассажиры еще и унижают нас. Тычут пальцами, говорят, значит, так работали. От стыда хочется провалиться сквозь землю. Кроме того, ветераны имеют льготы при оплате квартиры, коммунальных услуг, электричества, телефона. Мы – нет.
Трудолюбова – не просто фамилия
Тамара Ивановна своей фамилии полностью соответствует. Трудовой стаж – 39 лет. Окончила строительный факультет политехнического института. Основная специальность – ведущий конструктор ОГК (отдела главного конструктора). Вела активную общественную деятельность.
– Мою работу всегда оценивали по самому высокому разряду, – вспоминает она. – Заводских наград не перечесть: почетные грамоты за высокие производственные успехи, достигнутые в социалистическом соревновании, за активное участие в общественной жизни коллектива, фотография красовалась на заводской Доске почета… Если учесть, что на радиоламповом тогда работало 10 тысяч человек, то не такая уж это и мелочь.
«Вам всегда успеется!»
Стаж Нины Спиридоновны Драгуновой – 42 года. Из них 40 лет отдала «лампочке». Имеет все заводские награды и звание ветеран завода. Классный специалист. В 1994 году назначили пенсию. Однако с производства не отпускали. Специалистов мало, работать некому. Фактически на пенсию вышла в 61 год. Уволилась в феврале, а в апреле пошла хлопотать по поводу ветеранства. Но было уже поздно. Инспектор в отделе кадров удивилась: «Что же вы не пришли раньше?»
– Когда присваивали первые звания ветеранов труда, у нас было по 30 лет стажа, – вспоминает Нина Спиридоновна. – Нас все знали как добросовестных работников, прекрасных специалистов. А у других – 20 лет стажа. В первую очередь звание ветерана стремились дать тем, кто моложе. То, что нам его дадут, казалось само собой разумеющимся. А когда доработали до пенсии, закон изменился.
Неугомонные ветераны решили бороться за свои права.
Чего они добиваются?
– Мы – за отмену всех льгот, – говорят пенсионерки. – Лучше увеличить пенсию в два раза, чтобы мы могли оплачивать сами и квартиру, и коммунальные услуги, и транспортом пользоваться. Стыдно жить в стране, где размер квартплаты сравнялся с размером пенсии, а подчас и превышает его.
А воз и ныне там…
Начали с того, что обратились в общественные органы за помощью. Встречались с кандидатами в депутаты различных уровней. Все в один голос обещали помочь, соглашались, что это несправедливо. Обращалась к бывшему депутату Государственной думы Маргарите Баржановой. Беседовали затянулась почти до ночи. Госпожа Баржанова внимательно слушала, сочувственно кивала… Потом пришел ответ: «Моя личная позиция как депутата, как члена комитета по делам ветеранов заключается в том, чтобы полностью сохранить существующие льготы, так как люди заслужили их своим подвигом, своим трудом, своей жизнью». Получается, что наши героини не заслужили. Такого оскорбления они не ожидали.
Из администрации губернатора Ульяновской области тоже пришел письменный ответ: «Внесение предлагаемого изменения в Федеральный закон «О ветеранах» о присвоении звания ветеран труда лицам, имеющим общий трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин без каких-либо дополнительных условий администрация губернатора области, правительство области считают актуальным с учетом нынешнего уровня жизни и поддерживают». Потом пришел ответ из ЗС. Тоже поддерживают и обдумывают.
– Да пока они обдумывают, мы вымрем все, – вздыхают ветераны. Я думаю, они имеют полное право так себя называть. Мне бы не хотелось, чтобы у вас сложилось впечатление, что борьбу за справедливость ведут лишь две немолодые женщины. Под первыми письмами с обращениями стояло 23 подписи. Сейчас их более 200. Но, конечно, это не все, кто имеет большой стаж и не имеет льгот. Так что все еще только начинается!