В июне 1970 года в Нью-Йорке умер Александр Федорович Керенский, бывший глава Временного правительства России

Керенский – одиозная фигура русской революции, мужчина, про которого все знают, что он покинул революционное «поле боя» в женской юбке… Кем же он был? Адвокат Александр Керенский специализировался на политических делах. Он вошел в число адвокатской элиты благодаря участию в Комитете по оказанию помощи жертвам 9 января 1905 года.

«Я лично знаю Ленина и ничего хорошего о нем сказать сегодня не могу… А раньше он был моим учителем и старшим другом», – говорил Керенский в Таврическом дворце в июне 1917 года.

Вперед, Александр!

Александру Керенскому на роду было написано стать революционером. Его прадед Иосиф из-за буйного нрава был лишен права подписываться двойной фамилией «Керенский-Покровский». И это в потомственной семье священников! Его отец Федор Михайлович окончил с отличием Пензенскую духовную семинарию, но в 1863 году ушел из нее и окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Этот же университет в свое время окончил и Илья Николаевич Ульянов.

В Казани Федор Михайлович женился на своей бывшей ученице Надежде Адлер – по материнской линии она была внучкой крепостного крестьянина.

В мае 1879 года коллежский советник Ф. М. Керенский был перемещен на должность директора Симбирской мужской классической гимназии. Директором народных училищ Симбирской губернии в это время служил Илья Николаевич Ульянов. Оба относились к «мирным народникам» и быстро нашли общий язык. Когда в 1881 году у Керенского родился долгожданный сын, названный Александром, Володе Ульянову уже исполнилось 11 лет.

Орден, полученный Ильей Николаевичем Ульяновым в 1882 году, дал ему право на потомственное дворянство, хотя в его роду были крепостные. Через пять лет Федор Михайлович Керенский Высочайшим приказом был произведен в действительные статские советники и тоже получил права потомственного дворянина.

Семейство Керенских частенько бывало в гостях у Ульяновых. Дамы музицировали, пятилетний Саша лежал в постели с ногой, затянутой в тяжелый металлический сапог, – он заболел туберкулезом бедренной кости. Подросток Володя Ульянов читал ему рассказы об американских индейцах и Жития святых.

Когда сын подрос, Федор Михайлович привел в гимназию маленького Александра. «Вперед, Александр Македонский! Смелее! Ничего не бойся!» – говорил он, ведя мальчика вверх по лестнице.

Убить царя

В 1889 году Керенского назначили главным инспектором училищ Туркестанского края, и он с семьей переехал в Ташкент. Провожали их Ульяновы. Посидели, помолились перед дорогой. Затем все поднялись, перекрестились и обнялись на прощание…

В ташкентской гимназии за Александром Керенским закрепилась слава ловкого танцора и актера. Особенно ему удавалась роль Хлестакова. Он подписывал письма старым друзьям Ульяновым: «Будущий артист Императорских театров». Золотая медаль, полученная за учебу в гимназии, затем юрфак Петербургского университета (того самого, где экстерном получал диплом Ленин)…

Ульянов за участие в студенческих беспорядках был изгнан из университета в первый же год. Керенский почувствовал вкус к революционным демаршам только ко второму курсу. За пламенную «освободительную» речь он получил суровый нагоняй ректора и был на лето отправлен домой. У него, в отличие от Ульянова, нашлись высокие покровители. Юный Керенский был знаком с дочерьми директора департамента полиции сенатора Зволянского.

Федор Михайлович Керенский строго-настрого запретил сыну до окончания университета думать о политике. Саша, позер по натуре, наслаждался своим положением «жертвы царского деспотизма». В сердце его царила любовь – во время учебы Керенский познакомился с Ольгой Барановской, дочерью полковника Генерального штаба. В 1904 году он успешно окончил университет, сыграли свадьбу.

В том же году Керенский стал помощником присяжного поверенного, сблизился с членами «Союза освобождения», объединявшего либеральных земцев… Он симпатизировал партии социалистов-революционеров, тесно общался с эсерами, даже предлагал убить Николая II. Вскоре в доме, пахнущем сосной и плавящимся воском рождественских свечей, раздались шаги жандармов… В декабре 1905 года он был арестован за связь с эсеровской боевой дружиной. Его отправили в петербургские Кресты, а через 4 месяца освободили за недостатком улик и выслали с женой и годовалым сыном в Ташкент.

Взлет и падение

В 1912 году Керенский стал главой комиссии Третьей государственной думы, расследовавшей расстрел рабочих на Ленских золотых приисках. Александр Федорович сделал себе имя на этой трагедии. В этом же году его избрали депутатом Четвертой государственной думы и членом масонской ложи, а в 1916-м – ее секретарем.

Именно Керенский на Совете старейшин думы 27 февраля 1917 года призвал не подчиняться царской воле, а затем уговорил великого князя Михаила Александровича отказаться от императорской короны. Он стал военным и морским министром во Временном правительстве, а затем министром-председателем и верховным главнокомандующим, оставаясь заместителем председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 3 марта 1917 года Керенский освободил с Нерчинской каторги группу известных террористов, в числе которых была и Фанни Каплан. Мнительная, болезненно честолюбивая, увядающая Каплан жаждала сенсации и славы. Покушение на Ленина было предрешено…

Но и дни правления Керенского оказались сочтены. Формально он оставался главой правительства, но реально власть прямо из рук выхватывали большевики. 24 октября 1917 года Керенский, спокойно садясь в автомобиль, не думал, что покидает Петербург навсегда. Но поездка навстречу войскам превратилась в бегство. В Гатчине Керенский едва не был арестован, долго скрывался. Только в июне 1918 года через Мурманск экс-глава Временного правительства бежал из России, переодевшись вовсе не в женщину, а в сербского офицера.

Последняя любовь

В пылу революционной смуты Керенский забыл о семье. Ольга Керенская не переехала с мужем в Зимний дворец, а осталась с сыновьями Олегом и Глебом в квартире на Тверской улице. После октября 1917-го они перебрались в Котлас, а в 1921 году эмигрировали в Великобританию. Керенский встретил их, помог Ольге устроиться на работу секретарем-машинисткой. Сыновья поступили в школу, но вскоре бросили учебу и пошли работать – семья едва сводила концы с концами. Александр Федорович развелся с женой, обосновался во Франции и стал призывать к крестовому походу против Советской России. В Париже он вступил в брак с богатой австралийкой. Когда началась Вторая мировая война, он сначала радовался победам Германии… Затем ослепление прошло.

Из оккупированного немцами Парижа Керенский с новой женой уехал в Великобританию. Но его, как сторонника фашизма, попросили покинуть страну. Он перебрался в США, оставил вторую жену, отбросил амбиции, устроился работать преподавателем и стал писать книги о России.

Последняя и самая преданная любовь нашла его в доме престарелых, где Керенский жил с 1967 года. Коллега, политолог Колумбийского университета с красивым русским именем Елена, нашла его при помощи одного из сыновей. Восьмидесятилетний старик и его сорокалетняя любовница ночи напролет говорили о политике. Личный архив Александра Федоровича продали на аукционе, на эти деньги в Нью-Йорке сняли квартиру. В доме появились гости, шампанское лилось рекой, играла музыка…

Весной 1970 года, когда в СССР отмечали 100-летие Ленина – человека, который лишил его власти и обрек на жизнь в эмиграции, Керенскому стало плохо прямо на улице. 11 июня его не стало…