Президент и генеральный директор ОАО “АвтоВаЗ” Игорь Есиповский в сопровождении своих заместителей впервые посетил дочернее предприятие компании – Димитровградский автоагрегатный завод. В ходе этого визита вместе с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым он осмотрел производство завода и нескольких его дочерних предприятий. А затем обсудил существующие проблемы и перспективы совместного развития на совещании с руководством Ульяновской области и ДААЗа

Характеризуя второе по значимости для региона предприятие, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в первую очередь отметил следующее. ДААЗ ликвидировал задолженность перед федеральным и областным бюджетом, и теперь, не обремененный социальными объектами, которые были переданы на баланс города, может работать более рентабельно, развивая производство новых автокомпонентов. Правительство области готово всячески способствовать развитию предприятия и рассмотреть все предложения, вплоть до предоставления налоговых льгот.

Такой шаг навстречу президент компании “АвтоВАЗ”и генеральный директор “АвтоВАЗ” Игорь Есиповский оценил очень высоко. Он сказал, что ДААЗ является одним из ключевых предприятий-поставщиков, уровень технической оснащенности которого, как и его позиционирование на рынке автокомплектующих, сегодня остается достаточно высоким. Но для большего соответствия концепции развития корпорации, нужно, чтобы завод “подтянулся под новые модели, которые диктует рынок”. Со своей стороны компания готова оказать ему в этом поддержку, передав часть производств головного предприятия. Это особенно актуально, поскольку уже уходят в прошлое карбюраторные двигатели, а на ДААЗе карбюраторы ранее занимали около 20 процентов от общего объема выпуска продукции.

Среди производств, которые компания могла бы передать автоагрегатному заводу, упоминалась штамповка мелких и средних деталей. Но с последующей сваркой, обработкой и сборкой “под ключ”, а в идеале – и со сборкой целых узлов для автомобилей нового поколения. Правда, для этого ДААЗу придется серьезно пересмотреть свои позиции в отношении качества, стабилизации сотрудничества и ценовой политики.

Что касается качества, считает руководство компании, то оно должно соответствовать современным требованиям, поскольку головное предприятие переходит на стандарт “Евро-2”. Но такие изделия ДААЗа, как дроссельные патрубки, стеклоподъемники и электромеханические усилители руля не выдерживают никакой критики. Это, в первую очередь, следствие высокого уровня ручного труда, используемого при их изготовлении. Нужно автоматизировать производство ДААЗа, постепенно доводя его до замкнутого цикла.

Разумеется, это потребует немалых финансовых вложений. И компания готова привлекать инвестиции для реализации таких проектов. Но лишь на условиях, которые дадут гарантию возврата вложений. В данной ситуации, когда дочернее предприятие и его активы раздроблены на целый ряд отдельных производств, имеющих отдельный юридический статус, это совершенно невозможно, считает руководство “АвтоВАЗа”, поскольку “средства будут утекать, как через дырявое ведро”. Многочисленные “дочки” и “внучки”, между которыми заказы распределяются по не поддающемуся объяснению принципу, совершенно неподотчетны ни автоагрегатному заводу, ни самому “АвтоВАЗу”. В этом руководство компании собирается навести порядок, пересмотрев законность передачи принадлежащих ей активов.

Многое, по словам Игоря Есиповского, не поддавалось логичному объяснению и на головном предприятии, в том числе ничем неоправданный отбор поставщиков. Но за полгода эту ситуацию удалось исправить. Команда уверена, что она справится и с другими задачами, которые позволят ей позиционироваться на рынке как открытому и добросовестному производителю, на деле соблюдающему золотое правило о соответствии цены и качества продукции.

Генеральный директор ОАО ДААЗ Виктор Потемкин рассказал, что работа по снижению себестоимости производимой продукции на предприятии ведется целенаправленно. Заключенный два года назад мораторий полностью соблюдается, а на будущее запланировано увеличение объемов выпуска, которое позволит делать следующие шаги в этом направлении. На заработной плате работников, средний размер которой ныне составляет 9000 рублей, это не отражается: согласно коллективному договору она индексируется ежеквартально в соответствии с уровнем инфляции в целом по области.

Но нельзя сказать, что на предприятии нет серьезных проблем. И самой важной из них является сложившаяся структура, которая не позволяет оперативно управлять отдельными производствами. Вторая проблема состоит в том, что развитие завода приостановлено задолго до кризиса, который наступил в 1999 году (а именно тогда с целью сохранения отдельных производств и были созданы дочерние предприятия, которые свою роль выполнили, не допустив банкротства автоагрегатного завода). Теперь финансовая ситуация значительно улучшилась: в течение двух последних лет ДААЗ работает с прибылью и регулярно отчисляет дивиденды акционерам “АвтоВАЗа”. Пришло время заняться техническим перевооружением завода, которое в одиночку ему не осилить.

Предлагая долговременное и взаимовыгодное сотрудничество, руководство “АвтоВАЗ” намерено детально ознакомиться с ситуацией на дочернем предприятии и найти общий язык с руководителями всех подразделений ДААЗа. Для этого создана специальная комиссия, в состав которой вошли специалисты головного предприятия, автоагрегатного завода и правительства Ульяновской области. Региональное правительство в этой комиссии будет представлять Александр Пинков (в прошлом – заместитель генерального директора УАЗа), который намерен участвовать в координации действий двух предприятий.

Кроме того, губернатор предложил руководству “АвтоВАЗа” более полно использовать потенциал ведущих предприятий Ульяновской области и начать совместную борьбу с производителями контрафактных автодеталей.

Совещание завершилось заключением соглашения о социально-экономическом партнерстве между Ульяновской областью и ОАО “АвтоВАЗ”. Документ подписали губернатор Сергей Морозов и президент компании Игорь Есиповский.