Заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Пинков рассказал корреспонденту “ДП” о том, какие надежды возлагает правительство области на расширение сотрудничества с автопромышленным гигантом

– После смены руководства на “АвтоВАЗе” многие димитровградцы опасаются, что устоявшиеся связи между этой автомобильной корпорацией и нашими предприятиями, специализирующиеся на производстве запчастей и комплектующих к вазовским моделям автомобилей, могут быть в корне нарушены. Вы думаете, для этого есть основания?

– Сейчас очень много, в том числе и прессе, всяких заявлений о том, что новая команда управленцев “АвтоВАЗа”, состоящая из представителей Рособоронэкспорта и других государственных структур, всю политику корпорации будет ориентировать именно на предприятия, которые входят в структуру Рособоронэкспорта. То есть может отказаться от закупки комплектующих у акционерных обществ и частных фирм. Разговоры об этом я слышал на разных уровнях. Не сомневаюсь, что эта тема также бурно обсуждалась среди работников ДААЗа и ряда других димитровградских предприятий, сотрудничающих с “АвтоВАЗом”. Но я в такую перспективу не верил, поскольку она казалась мне нелогичной и неправдоподобной. Как видите, жизнь показала, что все так и есть. Ведь ОАО ДААЗ является вторым в области предприятием сразу по многим показателям: и по выпуску продукции, и по величине налогооблагаемой базы, и по занятости населения. У руководства завода есть четкое понимание ситуации и четкая стратегия развития предприятия, предусматривающая освоение комплектующих для нового модельного ряда, который будет выпускать АвтоВАЗ. Все это только способствует увеличению и наращиванию потенциала ДААЗа, а не наоборот.

– Подписанное губернатором Ульяновской области и генеральным директором “АвтоВАЗа” соглашение о социально-экономическом сотрудничестве предусматривает развитие связей не только с нашим автоагрегатным заводом, но и с предприятиями других отраслей…

– Действительно, у нас немало предложений и помимо производства автокомплектующих. Это и энергосберегающие технологии, разработанные учеными Ульяновской области, и услуги по ремонту и изготовлению оборудования. Мы познакомили со своими предложениями руководство “АвтоВАЗа”, которое заинтересовалось возможностями ведущих предприятий нашей области. Но, к сожалению, не все от него зависит. Из-за совершенно непонятной политики, проводимой Роспромэнерго и Федеральным агентством по промышленности, отечественные предприятия автомобилестроения сейчас переживают не самые лучшие времена. Целенаправленно формируется мнение, что российский автопром скорее мертв, чем жив, что государству, с экономической и финансовой точек зрения, значительно выгодней запускать в страну иностранные инвестиции в виде “отверточных технологий”. А они предусматривают лишь сборку импортных комплектующих, которые прибывают к нам уже в готовом виде. Трудоемкость в таком процессе очень низкая – всего два-три часа, и новый автомобиль готов. Эти технологии вообще не предусматривают

локализации производства комплектующих в нашей стране. Поэтому “отверточники” порождают сразу целый ряд проблем всероссийского масштаба – снижение налогооблагаемой базы, потерю квалификации и опыта наших автомобилестроителей, рост безработицы. А это нашей области совершенно не нужно.

– Многие опасаются, что вступление России во ВТО сделает отечественные предприятия вообще неконкурентоспособными…

– На карте Ульяновской области есть немало предприятий, ориентированных на автомобилестроение. И Димитровградский автоагрегатный завод – яркий тому пример. Правительство нашей области намерено всячески поддерживать такие предприятия, потому что и от них во многом зависит, сможем ли мы выполнить поставленную губернатором задачу по удвоению ВВП и выйти на новый уровень развития региона.