Председатель Городской Думы Ульяновска Василий Гвоздев о самых важных проблемах города
О летнем отдыхе В плане летнего отдыха есть как положительные, так и отрицательные моменты. Однозначно будет реализована программа по работе летних школьных лагерей. Немалые деньги выделяются и на постройку и оснащение дворовых площадок, закупку спортивного оборудования и инвентаря Запланированы соревнования по футболу, волейболу, различные туристические мероприятия. Практически все дети получат возможность неплохо отдохнуть летом в городе Но, к сожалению, по сравнению с прошлым годом не получили никакого концептуального развития парки и пляжи Ульяновска. Депутатский корпус неоднократно фиксирует своими постановлениями: уважаемая исполнительная власть, пожалуйста, оформите земельно-правовые документы на парковые зоны в городе, опубликуйте перечень этих территорий, проведите конкурсы, предложив предпринимателям на долгосрочной основе взять парки в аренду – с обязательным инвестированием в аттракционы, благоустройство, новые качественные формы отдыха горожан. К сожалению, ничего этого не сделано. Все парки остаются муниципальными, без оформления земельно-правовых документов, без оплаты земельного налога, без ясной четкой программы серьезного инвестирования в развитие этих зон. То же и по пляжам. Мэрия города, предприниматели в отличие от прошлого года подготовили к лету центральный городской пляж в районе речного порта на должном уровне. Работа проделана большая, сотни ульяновцев этим летом получили возможность нормально отдохнуть. Но для жителей Заволжского и Засвияжского районов, Киндяковки такой отдых пока недоступен, поскольку там работы по подготовке к лету практически не велись. Задача на следующий год – ситуацию эту кардинально поменять, отдать эти территории предпринимателям на несколько лет с четкой и ясной концепцией развития этих зон Мы уже предоставили мэрии на изучение аналогичные программы других городов Но представительный орган это не исполнительная власть У нас нет рычагов владения бюджетными средствами,нет права учреждения муниципальных предприятий, объявления конкурсов и т.д. А в части контролирующих функций мы, к сожалению, зафиксировали то же, что было и в прошлом году
О проблемах ЖКХ Задача номер один текущего года, безусловно, подготовка к отопительному сезону С тем бюджетом, который мы имеем, с большой пригородной зоной, которую город принял безо всякого финансирования, нет никаких гарантий, что Ульяновск войдет в отопительный сезон так же благополучно, как и год назад Для этого нужна очень серьезная ежедневная работа Она заключается в полной ревизии пригородной зоны в части ЖКХ, в проведении плановых мероприятий по ремонту кровель, подъездов, систем водоснабжения. Не обойтись без тесной работы с энергетиками. Если, с учетом имеющихся долгов, мы не выстроим конструктивный диалог, то наличие горячей воды летом и вхождение города в отопительный сезон достаточно проблематичны Правда, жесткие заявления энергетиков о возможном прекращении подачи горячей воды процентов на 50 – это реакция на нежелание города допустить их к управлению муниципальными предприятиями ЖКХ Но, если посмотреть на ситуацию глазами энергетиков, их можно понять. Муниципальные предприятия, городской бюджет годами недоплачивают за потребленные энергоресурсы, не в полном объеме обеспечивают текущие платежи. В то же самое время населению города Ульяновска ежегодно повышаются тарифы, несмотря на то, что реальные доходы ульяновцев остаются на прежнем уровне. Городская Дума ежегодно просит исполнительную власть предоставить план реорганизации системы жилищно-коммунального хозяйства, план по снижению себестоимости. Мы хотим увидеть реальные пути выхода из кризиса ЖКХ. Несмотря на наши ежегодные постановления, проверки Счетноконтрольной палаты, мэрия города такой план действия не предоставляет, поэтому Городская Дума солидарна с населением, что так дальше работать нельзя В апреле Гордума обратилась к мэру с просьбой разобраться в проблемах “Теплокома”, “Теплосервиса”, “УльГЭС” – по руководителям, по неплатежам энергетикам, невыплате средств по муниципальным гарантиям. Мы направили обращения губернатору, в областную прокуратуру. Проверили работу этих МУПов через Счетно-контрольную палату. И не просто ограничились оценкой ситуации, а определили своим постановлением, какие шаги необходимо предпринять для решения имеющихся проблем Гордума провела в мае и в июне два крупных совещания с участием губернатора, энергетиков и исполнительной власти. Результатом стал протокол, подписанный областью и городом, который мэрия Ульяновска должна сейчас по срокам исполнять. От того, насколько мэрия города выполнит протокол, во многом зависит, будет ли горячая вода в квартирах ульяновцев Я еще и еще раз подчеркиваю: нужно выстраивать конструктивную работу с энергетиками, нужно добиваться помощи области – на взаимовыгодных условиях. С учетом текущего исполнения бюджета очевидно, что без тесного взаимодействия с губернатором, областными министрами, депутатами ЗСО проблемы города не решить Если мы не сможем убедить, что под статус областного центра Ульяновску необходимо выделить дополнительные средства из областного бюджета – ситуация к зиме может быть плачевной
О приоритетах Их несколько. Во-первых, долгосрочная программа реконструкции дорог города: до 2009 года, на время полномочий нынешней власти. Уже с будущего года нужно осуществить реконструкцию дорог центра города. Это касается и расширения проезжей части улицы Гончарова, и реконструкции улиц Бебеля, Д. Ульянова, К. Маркса. Средства нужны серьезные. И здесь мы тоже должны выходить на совместную программу с областью и, вполне возможно, даже на федеральный дорожный фонд Вторая программа связана с водоснабжением города Она тоже должна быть долгосрочной. Ситуация, когда в период понижения уровня Волги заволжцы остались без воды, не должна повториться Серьезные технические решения нужно просчитывать уже сейчас, чтобы затем ежегодно инвестировать в эту программу. Нельзя допустить, чтобы через два-три года ульяновцы столкнулись с ситуацией Владивостока, где власти вовремя не задумались над проблемой водоснабжения. Необходимо разработать комплексную программу по созданию доступной среды для инвалидов. Она должна включать в себя устройство пандусов в большинстве учреждений, создание условий для занятий физкультурой и спортом в каждом районе города, культурное развитие инвалидов, транспортную доступность – через благоустройство основных остановок и закупок нескольких “низкопольных” троллейбусов и автобусов, оказание медицинской помощи и многое другое Знаете ли вы, что в нашем городе нет ни одного специализированного туалета для инвалидов-колясочников, нет ни одного зубного кабинета для детей, больных ДЦП? Что касается реализации национальных проектов, абсолютно понятно, что от уровня их реализации в том или ином областном центре будет зависеть отношение федерального центра к региону. И это уникальная возможность привлечь в Ульяновск и на территорию области максимальное количество средств федерального бюджета В плане доступного жилья город уже много сделал. Выделены три большие площадки для застройки, генподрядчик фактически определен Мы очень надеемся, что наша программа “Доступное жилье” будет утверждена в Москве и станет быстро реализовываться. Это будет прорыв с точки зрения строительства за федеральные деньги, в том числе и для развития близлежащей инфраструктуры. До конца 2006 года мы примем генплан Ульяновска, так что строительные перспективы у города весьма серьезные Реализация в Ульяновске национальных проектов в сфере здравоохранения и образования начинается уже сейчас и, безусловно, будет темой номер один. Все, что необходимо заложить в бюджете2007 на софинансирование нацпроектов (а это обязательное условие), мы, конечно, выполним. И Гордума будет держать это под постоянным контролем Сейчас вновь слышны заявления о возможном повышении коммунальных тарифов в конце 2006 года. Наша задача – не допустить очередного социального взрыва Поэтому еще один приоритет – программа социальной защиты населения при повышении тарифов. За базу взят опыт Вологды, основанный на снижении порога субсидий Сегодня в Ульяновске на субсидии могут рассчитывать семьи, в которых коммунальные платежи превышают 22% совокупного дохода. Для определенных категорий этот порог составляет 18% В Вологде сделали несколько границ для разных категорий граждан. Для ветеранов войны, положим, 7%, для тружеников тыла – 10, для инвалидов – 15. И так далее. В бюджете города на субсидии заложено порядка 60 млн рублей, предусмотрены средства на эти цели и в областном бюджете. По сути, тарифы повысили для той части населения, которая не нуждается в соцзащите. Результат – ни одной забастовки, полные платежи, нет долгов энергетикам. Вот что дает профессиональный подход города и области в осуществлении социальной политики. Мы будем добиваться, чтобы профильные замы мэра разработали до июля и дали нам предложения по суммам, необходимым в бюджете-2007 для реализации подобной программы в Ульяновске
О бюджетных отношениях В начале года речь шла об инвестиционной составляющей в городском бюджете2006. Наверное, не получится Но такой опыт есть в областном бюджете. Причем большинство инвестиционных проектов, которые признаны приоритетными и получат бюджетные преференции, будут реализовываться на территории Ульяновска. И в городе при их реализации прибавится и рабочих мест, и налоговых поступлений Одна из важных задач нашего взаимодействия с областью увеличение городского бюджета минимум на 50% за счет перераспределения налоговых доходов, полученных от городских предприятий. В 2006 году доходы областного бюджета увеличились вдвое. На 80% этот успех достигнут за счет предприятий Ульяновска. Город стал платить больше по всем параметрам, начиная от зарплаты, которую перестают выплачивать в конвертах – благодаря жесткой позиции и губернатора, и мэра, – и заканчивая платежами за счет оживления производства Собственные же источники – арендная плата, налог на землю и т.д. – у нас составляют порядка 300 млн рублей. Это большие деньги. К примеру, один только бюджет здравоохранения Ульяновска составляет 1 млрд 200 млн рублей. Что могут покрыть арендные платежи? От приватизации мы планируем получить еще 300 млн рублей. От земли, возможно, соберем 150 млн. Всего – 750. А нужно – 5 млрд! Сегодня бюджеты в России формируются сверху вниз. Поэтому, если мы на уровне города разорвем отношения с областью, значит, грош цена нам как руководителям. Личные амбиции нужно убрать в дальний ящик. За нами город. И он должен развиваться
О приватизации Посмотрим на нее с точки зрения ее публичности и результативности В плане открытости, по сравнению с 2000-2002 годами, сейчас принципиальный прорыв. Программа приватизации максимально расширена, депутаты входят во все комиссии. На улице Гончарова даже вывешиваются биллборды с извещениями Фонда имущества о продаже объектов Реестр объектов муниципальной собственности выставлен в интернете. Исполнительная власть максимально открылась Но когда десять лет приватизация сознательно сдерживалась, а теперь в один момент выставляется на продажу огромное количество объектов – сделать это непросто. Круг собственных инвесторов у нас ограничен. А для потенциальных покупателей со стороны мы остаемся городом с высокими инвестиционными рисками. Возможно, опыт выставки “Инвестиционный потенциал г. Ульяновска”, которая прошла 12 июня в Мемцентре, это первый шаг к изменению ситуации. Около 100 крупных предприятий, систем образования и здравоохранения нашего города представили свои проекты развития, заключены договоры о сотрудничестве. Гости из других городов увидели инвестиционный потенциал Ульяновска. Впервые Городская Дума представила на выставке свой стенд и отчиталась за свою работу за десять лет. Такие выставки, на мой взгляд, нужно делать чаще, возможно, делать узкотематическими, поскольку это большой плюс для Ульяновска как областного центра Но за последние годы ряд объектов, выставляемых сегодня на продажу, обесценился Конечно, сказывается и эффект упущенного времени В этом плане и мы, депутаты Гордумы первого и второго созыва, много недорабатывали. Были недостаточно жестки к исполнительной власти. Не настаивали, чтобы программы приватизации тех лет были реализованы. Это привело к тому, что территорию Центрального рынка, например, прежние мэры раздали “по кругу”. Умудрились даже внутри рынка 800 кв. метров частной компании отдать. А теперь мы думаем: а почему же Центральный рынок такой дешевый? В 1999 году город смог бы продать его по выгодной цене. И направить деньги на соцпрограммы, на тот же ремонт жилого фонда. А сейчас и жилье ремонтировать не на что, и объект продать не можем. Вот цена отсутствия своевременных решений со стороны крупных руководителей города
(спецвыпуск Ульяновской Городской Думы) №72, 17 июня 2006 г
По материалам журнала “Деловое обозрение” №6.