Руководитель Администрации Губернатора Ульяновской области – человек абсолютно закрытый для прессы. Это его первое интервью.

— Александр Михайлович, сейчас много говорится, а ряд газет даже пишут о том, что имеет место конфликт между мэром и Губернатором. Мы хотели бы Вас, как Руководителя Администрации Губернатора, спросить, действительно есть этот конфликт? Если да, то каковы его причины?

— Об этом говорят и пишут, как мне представляется, порой очень суетно и оценки зачастую даются поверхностные, дескать, поссорились Сергей Иванович и Сергей Николаевич, вот и вся причина.

Дело в том, что руководство области очень внимательно отслеживает ситуацию во всех муниципальных образованиях, в том числе и в городе Ульяновске. Та система мер, которую реализует Губернатор на протяжении уже полутора лет, носит позитивный для региона характер и люди это видят, видят это наши соседи, видит Федеральный центр.

Назначенный по представлению Президента, Губернатор Морозов несет сегодня всю полноту ответственности за положение дел в Ульяновской области как перед населением, так и перед Президентом страны. Поэтому он заинтересован в том, чтобы во всех без исключения муниципальных образованиях происходили перемены к лучшему. Жизнь людей по качеству будет значительно выше, если действует слаженный механизм управления регионом. Не случайно Губернатор говорит, что все мы плывем в одной лодке и грести надо с равными усилиями, причем в одну сторону. Курс определен, цель поставлена – Ульяновская область должна войти в число лучших областей Приволжского Федерального округа, быть самостоятельным и самодостаточным субъектом Российской Федерации.

Поэтому, если говорят о каком-то личностном конфликте руководителей области и города, то нет предмета для обсуждения. Есть домыслы и сплетни, возможно, желание искусственно создать такой конфликт. С моей точки зрения вопрос стоит намного серьезнее.

С одной стороны, имеют место очень активные и, прямо скажем, результативные действия по линии руководства области, а с другой, на уровне мэрии – некая закостенелость, неспособность, а может быть и нежелание оперативно решать ключевые проблемы горожан, привычка работать по старинке. Я живой свидетель, как Губернатор весь 2005 год немалую долю своего времени тратил на областной центр, по существу тянул лямку мэра, занимаясь не только горячей водой, но и благоустройством, проблемами промышленных предприятий, социальной сферы. Да, и в этом году, Вы сами видите, у него нет равнодушия к проблемам горожан. Губернатор беспокоится и за горячую воду, и за детские спортивные площадки, и за обманутых дольщиков в строительстве жилья, за которых городские чиновники особо не переживали и в набат не били.

Вы не хуже меня знаете, с какой целью создаются конфликтные ситуации. Вот и мутится вода людьми, в основном представителями бывшей номенклатуры, которые вьются сегодня вокруг мэрии и мэра. Все хорошо знают этих людей, они на виду, все прозрачно. Иногда смешно, иногда грустно смотреть на неуклюжие телодвижения, когда, казалось бы, взрослые люди играют в детские игры, придумав себе роль подпольщиков-революционеров в борьбе с Президентом и Губернатором. Ничему их жизнь так и не научила.

Всегда находится кучка “доброжелателей”, которые живут по принципу: “чем хуже – тем лучше”. Они не могут дня прожить без “фронта сопротивления”, у них вся жизнь – война и не важно с кем: коллегами по работе, соседями по дому или властью. Они очень любят сутяжничать, чуть что – бегут в прокуратуру или СМИ и плетут небылицы о готовящихся против них терактах. Вот такой уровень мышления.

У меня складывается впечатление, что мэр Ермаков даже не сознает в какую бесперспективную интригу и опасную трясину его затягивают. Но мы надеемся, что Сергей Николаевич, как мудрый человек, должен понимать, что любителей посоветовать пруд-пруди , только вот персональная ответственность за результаты работы ложится на конкретных должностных лиц: Губернатора, мэра, глав районов, а советчики всегда остаются в стороне и ни за что не отвечают. Очень уютная позиция, но они лицемерят, когда говорят, что им ничего не надо. При этом они не просто советуют, а уже и назидательно, голосом, не терпящим возражений, поучают, как всем надо жить и работать, раздувают при этом щеки до неприличия, пытаются навязать свой “бесценный” личный опыт управления. Хорошо хоть об опыте облизывания номенклатурной тарелки помалкивают.

Кстати, у тех, кто сегодня советует мэру и пытается порулить в областном центре, была реальная возможность поднять Ульяновскую область, вывести её в число лучших областей ПФО, но силенок и способностей не хватило. Результатом их работы стало позорное последнее место в округе и катастрофическое падение уровня жизни простых людей. Как говорится, хозяйство вести – дело не простое, а уходя – уходи и не мешай работать тем, у кого это лучше получается.

Сегодня в рейтинге регионов ПФО Ульяновская область по основным социально-экономическим показателям вышла с последнего 14 на 9 место. Губернатор ставит задачу за два-три года войти в первую пятерку. Задача, конечно, амбициозная и непростая, но если хорошо потрудиться, то вполне реальная. Индекс промышленного производства за январь-май текущего года составил 107,7 процента. По этому показателю мы в округе на пятом месте. В строительстве – 161,5 процента и это самый лучший результат в ПФО. На 18,4 процента возросли объемы строительства жилья. По этому показателю мы на третьем месте. Имеют место рост инвестиций на 14 процентов и устойчивая тенденция к их увеличению, реальных денежных доходов населения на 11,3 процента, средней заработной платы на 20,8 процента. Эти показатели превышают запланированные. Что касается внешнеторгового оборота, то здесь рост – в два раза. В результате, в бюджетную систему Российской Федерации поступило налогов и сборов на сумму 7 миллиардов 121 миллион рублей, что на 43 процента больше, чем за пять месяцев прошлого года. Как видите результата добиться можно, но мы понимаем, что статистика это, конечно, очень важно, а люди оценивают власть не по цифрам, а по качеству своей жизни, благополучию каждой семьи. Так что работы впереди много.

— Высказывается мнение, что разногласия возникли после Вашего выступления на городском активе по итогам 2005 года, где в адрес мэрии прозвучала острая критика по структурной схеме управления в областном центре. Как Вы это оцениваете?

— Мы исходим из того, что структура управления, неважно, областью или городом – это не догма, раз и навсегда данная, а живой, динамично развивающийся организм. Еще в самом начале 2005 года Губернатор поставил задачу: сделать структуру управления областью оптимальной как по функциям, так и по затратам на содержание аппарата управления. Когда мы посмотрели, что получили в наследство, увидели: структура управления строилась не под функцию, а под людей, которым были обеспечены теплые кресла. Я не ставлю под сомнение качество знаний, получаемых в высших военных училищах, но практика регионального управления требует соответствующего образования и опыта, знания специфики отраслей. С этим нельзя не считаться.

Я вообще не понимаю, как можно государственных служащих оценивать и делить на ” горячевских “, ” шамановских “, ” морозовских “. Глупость это несусветная. Я знаю немало людей, которые давно работают в областной администрации, “пережили” многих первых лиц и сегодня себя не жалеют, пашут в поте лица. Честь и хвала этим людям, и дай бог им здоровья. А есть и такие, кого можно назвать ” легкотрудниками “, кто свое попадание в номенклатуру расценивает как индульгенцию на всю жизнь. Не бывает так.

Чувство неудовлетворенности структурной схемой управления в областном центре прежде всего у жителей города, которые, к сожалению, не получают сегодня качественные муниципальные услуги. Когда на заседании городской Думы рассматривалась предложенная мэром структурная схема управления в городе Ульяновске, на самом деле речь шла о структуре мэрии, верхушке айсберга, вся вертикаль управления тогда осталась без внимания, депутатам не было представлено и финансово-экономическое обоснование. Именно об этом мы говорили и на активе по итогам 2005 года. А ведь в городе четыре района и в каждом районные администрации. Я думаю, ульяновцы заинтересованы в том, чтобы структура управления работала на результат, в интересах жителей города, а не чиновников. Никто не ставит под сомнение необходимость существования администраций районов. Судите сами, можно ли из мэрии эффективно управлять районом, где более 200 тысяч жителей. Конечно нельзя, а районы сегодня бюджета своего не имеют. Люди приходят в районную администрацию решать проблемы, а там кроме энтузиазма ничего нет, живут на смете. Вот и получается гонка по кругу, из района в мэрию и обратно.

Есть, например, в районах заместитель главы администрации по строительному комплексу, у которого никаких реальных рычагов административного влияния и ресурсов нет. Самозастрою он никак не может противодействовать. В результате неправомерных действий даются разрешения на проведение земляных работ и снос строений, в итоге сносятся даже объекты, имеющие историко-культурную ценность.

Есть также заместитель по потребительскому комплексу. Лет десять назад, когда трудно было с обеспечением населения продуктами питания, это было, наверное, актуально. Сейчас ситуация изменилась, а заместитель остается, никаких рычагов влияния не имеет, зато зарплату получает. Пошли дальше. Есть в районах города юридические отделы с численностью от 4 до 5 человек, только специалистов в них, имеющих юридическое образование, кот наплакал, а какую задачу выполняют остальные – непонятно.

Есть отделы ЖКХ численностью от 10 до 15 человек. И что? Проблем в жилищно-коммунальной сфере меньше не становится, а эти отделы ничего не могут, нет у них ресурсов, все в мэрии. Даже сам глава администрации района не имеет никаких рычагов влияния на муниципальные предприятия, которые должны заниматься ремонтом и содержанием дорог, уборкой и благоустройством улиц, в том числе озеленением. И до тех пор, пока не будет сделана перегруппировка сил, пока в районах не появятся подразделения этих предприятий со своей техникой и бюджетом – будем латать центр города, а всерьез говорить о благоустройстве всех микрорайонов областного центра не приходится. Да и сама система материального поощрения муниципальных служащих, особенно в Ленинском и Засвияжском районах, мягко говоря, туманна и требует тщательной проверки.

Мы за такую структуру управления, которая приближает власть к народу, дает возможность работать над увеличением доходной части бюджета и эффективностью расходов, многие вопросы решать на местном уровне. Например, в каждом районе есть микрорайоны. И если мы действительно хотим приблизить власть к народу, то почему бы за счет сокращения затрат на районное звено управления не ввести институт муниципальных служащих – администраторов микрорайонов. Подобрать на эти должности достойных и авторитетных людей, а такие есть в каждом микрорайоне, дать им необходимый ресурс для решения конкретных проблем. Конечно, хорошо говорить зажигательные речи, труднее дается черновая повседневная работа. И сегодня, в рамках административной реформы, необходимо заставить чиновников оказывать населению качественные услуги, работать в интересах простых людей. Тогда, глядишь, и доверие к власти появится.

Результаты социологических исследований показывают, что уровень доверия ко многим представителям власти крайне низок. Поэтому чиновники: и муниципальные, и региональные пытаются сегодня спрятаться за спиной Губернатора. Им это выгодно, а Губернатору и населению это не нужно. Именно поэтому Сергей Иванович потребовал, например, чтобы итоги всех проверок Контрольного управления Администрации Губернатора после рассмотрения на заседании Правительства публиковались в средствах массовой информации. Поверьте, в таких условиях чиновники чувствуют себя очень неуютно и желание спрятаться в тень у них пропадает. Мы относим к разряду эффективных акцию “К барьеру”, она заставляет чиновников более оперативно реагировать на публикации в СМИ.

— Более половины обращений граждан в адрес Губернатора приходят от жителей города Ульяновска. Чем это можно объяснить?

— Прежде всего, объяснить можно тем, что почти половина жителей области проживает в Ульяновске. Но не только этим. Чиновники, обязанные в соответствии с Федеральным законом решать проблемы на своем уровне, порой их просто не решают. Мы регулярно проверяем достоверность ответов на обращения граждан и убедились, что зачастую даже на обоснованные просьбы даются откровенные отписки, многие очень острые и больные вопросы спускаются на тормозах, а это раздражает людей. Работа с обращениями граждан за многие годы обросла формализмом. Я мог бы привести десятки примеров, когда люди пишут, а чиновник отписывается. Уверен , и в редакциях газет подобных обращений немало. Вот такой замкнутый круг.

Губернатор поставил задачу его разорвать, активно искать новые подходы на этом очень важном направлении. Введены в действие прямые линии связи граждан и членов Правительства, системные выезды Губернатора в муниципальные образования и встречи с населением, регулярный прием глав городских и сельских поселений. Начала действовать акция, которую мы назвали «Лицом к человеку», когда с участием Губернатора, чиновников, которым поручалась работа по конкретному обращению, представителей общественности, журналистов и, конечно, самих заявителей ведется обстоятельное рассмотрение. Чтобы люди видели и чиновник чувствовал , что он находится в фокусе пристального внимания Губернатора, общественности и СМИ. Хотелось, чтобы и на уровне города также активно велся поиск новых форм и методов, внедрялся стиль работы, нацеленный на результат, который можно было обобщить как передовой опыт.

— В СМИ прошла полемика в связи с публикующимся рабочим регламентом Губернатора. Вы, как Руководитель Администрации, отвечающий за обеспечение деятельности высшего должностного лица области, можете это прокомментировать?

— В напряженном режиме Губернатор работает с первого дня вступления в должность. В таком стиле работает и его команда. Лично у меня, например, за последние два месяца было свободным только одно воскресенье. С такой же нагрузкой работают и мои коллеги, члены Правительства. В 2005 году договорились об отпуске забыть, думаю и текущий год легче не будет . Это определяется не какими-то катаклизмами, как недоумевал один из участников полемики, а желанием в короткий срок наверстать упущенное за последние годы. Наверное, имеют место и разные взгляды на стиль жизни. Одному нравится с любимой газетой полежать на диване, а другой по характеру – трудоголик и полностью отдается работе, ему и 24 часов в сутки мало, так что удивляться здесь нечему. Работа в режиме антикризисного управления требует от менеджеров именно такого подхода. Поэтому, с нашей точки зрения, стиль работы выбран правильный, адекватный амбициозным задачам Губернатора. Во всяком случае, итоги пяти месяцев 2006 года, о них уже сказано, убедительно свидетельствуют о серьезной позитивной динамике, и прогноз по первому полугодию считаем оптимистичным. Индекс промышленного производства составит 108, а в сельском хозяйстве – 104 процента. Прирост заработной платы – 21,3 процента. Уровень официально зарегистрированной безработицы снизится до 2,6 процента.

Что касается областного бюджета на 2007 год, то в настоящее время ведется целенаправленная работа с целью существенного увеличения доходной части по сравнению с бюджетом 2006 года, которая, как вы знаете, была увеличена вдвое по сравнению с бюджетом 2005 года.

— Часто в газетах и от некоторых представителей региональной элиты можно услышать упреки в адрес Администрации Губернатора, что очень часто происходит ломка структуры управления. Как Вы считаете, действительно ли это происходит часто и стоит ли ожидать новых изменений в структуре управления Ульяновской области?

— Во-первых, употребляя слово «часто», надо знать, а сколько конкретно. Структурные изменения за полтора года происходили дважды. Первый раз, когда в начале 2005 года пришли к пониманию, что структура, полученная в наследство, не функциональна, сделана под людей. Поэтому было проведено сокращение штатов на 30 процентов. Понятно, что процесс этот очень болезненный и неприятный, но мы считаем, что быть добрыми за счет средств налогоплательщиков – аморально. Критерий оценки чиновников в этой ситуации простой: если эффективен и работаешь на результат, ты востребован. Здесь нет деления на своих-чужих и неважно откуда ты: из Ульяновска, Димитровграда , Майны, Кирова или Самары. А если живешь по принципу «есть команда – работаю, нет – бамбук курю», но в кассу за зарплатой спешишь в числе первых, то придется подвинуться. Таких людей в Администрации Губернатора и аппарате Правительства становится все меньше. Губернатор не случайно ввел инструмент материального наказания чиновников, отказался от уравнительного подхода в оценке их труда. Административная реформа как раз и предусматривает введение критериев оценки работы государственного служащего по результату, реестра государственных услуг и стандартов их качества. Многим это не нравится, для многих не привычно и, что характерно, ответ один – у нас так всегда было. Теперь будет по-другому. Поэтому, чем меньше в аппарате управления « папконосителей », а больше работающих на увеличение доходной части бюджета, расширения спектра социальных услуг, тем лучше для простых людей.

Вторая реорганизация структуры связана с состоявшимся по представлению Президента назначением и совмещением должностей Губернатора и Председателя Правительства. Новую структуру 15 мая 2006 года Сергей Иванович представил в Законодательном Собрании, она получила поддержку депутатов. Замечу, что в данном случае сокращение составило 48 штатных единиц. При этом была учтена необходимость реализации на территории области национальных проектов, укрепления контрольных функций за эффективным расходованием бюджетных средств в органах исполнительной власти. Отвечая на Ваш вопрос, скажу: если завтра жизнь потребует внесения корректив в структуру управления области, я уверен – Губернатор их внесет.

Вообще, тема затрат на содержание аппарата – тема особая и Сергей Иванович держит ее под личным контролем. В этом направлении очень плотно работает Контрольное управление Администрации Губернатора. Приведу один маленький, но очень показательный пример. Когда мы в начале прошлого года провели проверку автохозяйства администрации области, то нашли подтверждение информации: «хочешь купить дешевый бензин – езжай в гараж администрации, все будет». Со старым руководством разобрались быстро. В результате, уже летом 2005 года по сравнению с летом 2004 расход горюче-смазочных материалов сократился аж на 43 тонны. Вы представляете, целая цистерна государственного бензина распродавалась в канистрах, а деньги налогоплательщиков оседали в частных карманах. Сегодня порядок наведен, стала укрепляться материально-техническая база за счет собственных доходов предприятия, окрепла дисциплина, в том числе водителей, а то раньше как было: ездили куда хотели и когда хотели. Теперь подход жесткий.

Если уж по таким вопросам прежние областные начальники под собственным носом ничего не видели, то что говорить о государственном и муниципальном имуществе, земле. Кстати, мы еще в апреле 2005 года опубликовали в СМИ полный текст акта проверки областного комитета по управлению государственным имуществом, показали все безобразия, рассчитывая на реакцию тех, кому по долгу службы положено реагировать. Пока тишина.

А ведь за период с 2002 по 2004 годы господа “бывшие” здесь лихо развернулись, так, что волосы дыбом встают, когда смотришь первичную документацию. Только из-за незаконной передачи областного имущества в безвозмездное пользование, неправомерных ставок арендной платы и передачи прав арендодателя областной бюджет потерял 12 млн. руб. Например, на оформлении всего двух сделок по продаже областного имущества, их учетные дела №№ 58 и 62, бюджету области нанесли ущерб на сумму 15,6 млн. руб. При этом стоимость реализации по ним составила 10,7 процента от рыночной стоимости. Вот так заботились о казне. В 2004 году во многих ОГУПах объем производства и реализации сократился от 5 до 40 раз. Имели место факты, когда очень ликвидные пакеты акций, дающие в областной бюджет основной доход по дивидендам, причем не стоящие в плане приватизации, вопреки здравому смыслу сбрасывались на сторону. Согласитесь, государственным подходом, тем более защитой интересов государства это назвать трудно. И за всем этим стоят конкретные авторы.

Предлагали мы и мэру Ермакову, причем неоднократно, создать в структуре его администрации сильное контрольное управление, готовы были помочь и специалистами, и методикой проверок. Реакция – ноль. Видимо хлопотно это и не нужно, честь мундира можно запачкать. Поэтому меня, например, нисколько не удивляет регулярное возбуждение уголовных дел против чиновников в городе Ульяновске. Смею даже предположить: то ли еще будет. И чему удивляться, если царят попустительство, круговая порука, если господа, накуролесив в свое время на областном уровне, теперь основательно осваивают площадку областного центра, если по земельным участкам так “работают”, что Волгоград позавидует.

Пользуясь случаем, предлагаю мэру Ермакову помощь Администрации Губернатора в проверке деятельности городских комитетов по имуществу и земле, других юридических лиц, сформированных мэрией. С целью снижения затрат на содержание чиновников предлагаем внимательно посмотреть обоснованность сметных назначений по городскому аппарату управления.

Из конкретных шагов по наведению порядка и складывается стиль работы руководителя любого уровня. Другого не дано. Или радеешь за себя, любимого, или, как государственник, за казну, а когда она наполняется, значит и людям жить становится легче.

— Недавно в нашей области завершила свою работу комиссия Контрольного управления Администрации Президента. Вы можете как-то прокомментировать итоги проверки?

— Да, работа завершена, и мы ознакомлены с актом проверки. В нем есть целый ряд очень важных для нас выводов. Во-первых, отмечается, что органами государственной власти Ульяновской области осуществляется системный подход по реализации Федерального закона № 131, а подготовительная работа проведена на высоком качественном уровне, приняты все основные законодательные акты, необходимые для проведения реформы местного самоуправления.

Во-вторых, сформулированы также предложения по необходимости финансирования по линии Федерального центра мероприятий, связанных с решением проблемных вопросов местного значения, таких как обеспечение противопожарной безопасности, работа паспортно-визовой службы, обучение кадров и многих других. Мы благодарны комиссии за оказанную практическую помощь.

— Интересно, как Администрация Губернатора относится к местным «олигархам»?

— Спокойно и равноудаленно . Плати налоги в бюджет в полном объеме, наращивай налогооблагаемую базу, укрепляй социальную составляющую своего бизнеса, а главное – не воруй государственную и муниципальную собственность, на бюджетные деньги не зарься – тогда все будет нормально.

— Некоторые журналисты называют Вас “серым кардиналом”. Это правда?

— Фантазии все это. Серьезный аналитик, тем более претендующий на политическое обозрение ситуации в регионе, должен не только интуитивно чувствовать, но и знать характер действующего Губернатора, понимать, что при Морозове никакого “серого кардинала” быть не может по определению, не такой он человек. Скажет он завтра, что есть более востребованная кандидатура на должность Руководителя его Администрации, я знаю как себя вести в такой ситуации. И еще, помните, одна дама во время избирательной компании кокетливо сокрушалась, дескать, посмотрите на себя, Сергей Иванович, и как Вы с министрами-то разговаривать будете. Время все расставило на свои места. Говорит Морозов не только с министрами, но и с Президентом, лидерами и послами других государств, и не просто говорит, а эффективно действует как руководитель субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.

— Как Вы относитесь к предложениям, чтобы областной центр получил официальное название – Симбирск?

— Отдавая дань уважения личности в истории, нельзя забывать и саму историю, в том числе родного края, города, деревни. Будет областной центр Симбирском или останется Ульяновском, если, конечно, такой вопрос встанет, то ответ на него могут дать только сами жители города. Ульяновская область была, есть и, уверен, всегда будет на карте Российской Федерации. Возродится город Симбирск – тоже хорошо.

— Вы можете дать свой комментарий по ситуации с помощником мэра Мороковой ?

— Не хочу я комментировать эту грязную историю. Если правоохранительные органы сочтут возможным – пусть комментируют. Скажу только одно. Когда мэр Ермаков подбирал себе помощника в лице госпожи Мороковой , кстати, уволенной из Администрации Губернатора еще в декабре 2005 года, то никаких консультаций с нами не проводил. Это было его личное решение. Так что рассуждения о каких-то ” засланцах ” звучат не солидно и пусть останутся на совести автора.

— Последний вопрос: а Вы сами как себя чувствуете в кресле чиновника после Димитровградского автоагрегатного завода?

— Видите ли, если бы даже очень хотел, то чиновником, как и мои коллеги в Правительстве, быть не могу. Мы относимся к категории лиц, которые замещают государственную должность на время полномочий конкретного человека, а именно Губернатора Морозова. Поэтому под юрисдикцию Федерального закона о государственной службе не попадаем. Выступая в ЗСО, Сергей Иванович сказал одну для меня лично очень значимую фразу: “Наступит время, когда я не буду Губернатором и вот тогда я хочу честно смотреть людям в глаза”. Уверен – ради этого стоит работать.

Совместный проект United Volga и газеты «Народная газета» (г. Ульяновск)