На днях корреспондент “ДП” встретилась с новым главным архитектором города Виктором Николаевичем Борисовым, чтобы узнать, каких приоритетов он намерен придерживаться при формировании архитектурного облика Димитровграда

– Виктор Николаевич, вы только недавно приступили к работе, но, наверняка, уже успели определить основные задачи, которые поставите перед сотрудниками управления архитектуры при дальнейшей застройке Димитровграда. Так каким же в идеале вы хотели бы видеть наш город в будущем?

– Конечно, красивым. А для этого, прежде всего, нужно, чтобы у всех димитровградцев было желание сделать его таким. Я имею в виду не только благоустройство, от которого в немалой степени зависит окончательный результат, но и четкий порядок при выделении земельных участков для строительства новых объектов.

– Да, на волокиту в решении этих вопросов жалуются многие застройщики…

– Надеюсь, что с помощью недавно организованного муниципального “Единого окна” процесс согласований нам удастся сократить. И сейчас для этого мы делаем все возможное.

– Что в первую очередь?

– Готовится основополагающий документ – Генеральный план застройки города, который определит, как и в какую сторону будет развиваться Димитровград. Корректировка старого Генплана заказана в Санкт-Петербургском институте урбанистики. Автор димитровградского проекта Юрий Константинович Петухов обещал приехать в наш город в первой декаде августа, чтобы представить материалы уже не в сыром, а в приближенном к рабочему виде. Разумеется, еще какое-то время ему понадобится на завершение проекта. Но по представленным материалам мы уже сможем определить зоны дальнейшего развития города на ближайшие 20-25 лет.

– Скажите, а всеобщее обсуждение проекта нового Генплана тоже предполагается в августе? Или это будет еще слишком сырой материал, с которым рано знакомить общественность?

– Я скорее назвал бы его полуфабрикатом, в котором уже четко видны очертания предполагаемых микрорайонов. А это значит, что горожане не хуже специалистов смогут разобраться в этих набросках. Но будет ли проводиться общественное обсуждение в августе или в каком-либо другом месяце, я пока сказать не готов. Дело в том, что с одной стороны новый Градостроительный кодекс это предполагает, а с другой – Генплан является секретным документом, в котором сконцентрирована вся стратегическая информация о городе. И будет ли для общественных слушаний отменен гриф “секретно”, неизвестно.

– А вы как считаете: такое обсуждение горожанам нужно?

– Я думаю, что каждый димитровградец вправе знать, каким станет его город завтра, будет ли застраиваться зеленая зона, где именно появятся новые спальные районы и на каких участках предполагается строительство индивидуальных жилых домов. Ведь все эти вопросы интересуют горожан вовсе не из праздного любопытства. Им предстоит здесь жить и растить своих детей.

– В последнее время все чаще обсуждается именно индивидуальное жилищное строительство, которое якобы должно преобладать в нашем городе. С чем это связано?

– Дело в том, что строительство индивидуального жилья стало приоритетным для нашего города. Многие димитровградцы уже сегодня хотели бы жить не в панельных высотках, а в собственных домах. Трудно не согласиться с тем, что это намного удобнее. Поэтому сейчас разрабатывается программа индивидуального жилищного строительства. В ней, конечно, есть немало цифр, но они еще достаточно “сырые” и не отражают главного – финансирования этой программы.

– Впрочем, как и предполагаемых для застройки территорий…

– Да, с этим мы должны определиться в первую очередь. А без Генплана, который наметит расширение границ города, это сделать невозможно.

– Наверно, в нем будет предусмотрено и расширение сетевых коммуникаций, без которых уже сегодня невозможно предоставление участков под застройку?

– Разумеется, ведь город должен предоставлять застройщикам участки с проработкой всей инженерной инфраструктуры, которая включает в себя водо-, тепло-, газо-, электроснабжение и канализацию. Это первостепенный вопрос, без решения которого могут строиться только такие “спальные мешки” как Курлан. А ведь в то время, когда администрация Мелекесского района только выделяла участки, предполагалось, что там появится элитный поселок, жить в котором будет очень престижно. Но отсутствие средств на проведение коммуникаций внесло серьезные коррективы. Теперь туда никто особо не стремится, многие дома пустуют, а некоторые даже не достраиваются.

Из-за того, что мощность коммуникационных сетей соцгорода находится на пределе своих возможностей, замедлилось развитие и Западного района. Хотя желающих строить здесь новые объекты меньше не стало, резерв остался сравнительно небольшой. Дело в том, что в былые времена мы сами поставили себе подножку, ограничив возможности развития этого района массовым строительством гаражей.

Так же, если не в большей степени, не позволяют Димитровграду планомерно развиваться дачные и садовые общества, которые находятся в непосредственной близости к черте города. Поэтому сейчас обсуждаются разные варианты, в том числе продолжение строительства в сторону поселка Дачный и выход за реку Черемшан. Но в какую сторону предстоит развиваться Димитровграду, окончательно определят специалисты института урбанистики.

– Будет ли в Генплане предусмотрено строительство социальных объектов? Ведь без них не может нормально существовать ни один жилой микрорайон…

– Обязательно будет. Приходится немало сожалеть, что канул в лету опыт социалистического строительства. Тогда застройка велась комплексно, а сейчас – исходя из финансовых возможностей инвесторов. Оттого у нас в городе появилось множество несуразностей: улица Славского застроена павильонами так, что расширить узкую автомобильную дорогу и тротуары уже невозможно, разномастные киоски заполонили весь город, а новые здания выросли в самых неожиданных местах. Я – сторонник порядка во всем, олицетворением которого в свое время был СНиП. Предусмотренные в нем строительные правила четко определяли расстояния между объектами, поэтому недовольных размещением предприятий или ресторанов тогда практически не было. В последние годы застройка ведется хаотично. Я постараюсь такого безобразия впредь не допускать. Считаю, что димитровградцы имеют право жить в удобном и неповторимом по своей красе городе.

– Все приезжие отмечают, что изюминкой Димитровграда является обилие зелени. А вы как архитектор намерены сохранять это богатство?

– Да, только в разумных пределах. Нельзя забывать, что весь соцгород был построен на месте соснового леса, щадящая вырубка которого оставила нам прекрасные зоны отдыха. Но ведь он до сих пор окончательно не сформировался, а значит, участки, на которых запланировано строительство каких-то объектов, еще придется вырубать.

Но по большому счету я считаю, что доставшиеся нам по наследству остатки леса являются наилучшим украшением Димитровграда. Поэтому не стоит их закрывать высотными домами. Оптимальный для нас вариант – здания высотой от двух до пяти этажей. Лишь тогда город не потеряет свой неповторимый облик.

– Думаю, что многие читатели с этим согласятся. И присоединятся к нашим поздравлениям с профессиональным праздником. “ДП” желает вам успехов в работе, которая призвана сделать Димитровград лучшим городом Поволжья.

– Спасибо. В свою очередь я хочу поздравить с Днем архитектора всех своих коллег и сотрудников нашего управления, перед которыми стоят важные задачи грамотного выбора земельных участков и подготовки материалов для проектирования. В градостроении очень важно придерживаться избранной концепции, так что давайте объединять свои усилия!