Сегодня стало популярно на месте бывших «булочных» и «колбасных» открывать магазины самообслуживания и называть их «супермаркетами». Многим нравятся: яркое оформление, длинные стеллажи с красивыми упаковками, продавцы в аккуратной форме… Однако методы работы в супермаркетах в отличии от иностранного названия отнюдь не импортные, а очень даже наши – «совковые». Ульяновцы с завидной регулярностью подвергаются форменным обыскам. Почти каждый посетитель при входе слышит окрик, звучащий как армейский приказ: «Сумки и вещи сдайте в камеру хранения!» И наши граждане безропотно, с готовностью выполняют любые требования магазинной охраны. В правилах поведения в отечественных супермаркетах попыталась разобраться корреспондент «Ульяновского меридиана».

Обыски незаконны

Камера хранения – это услуга, предназначенная для удобства покупателей, а любая услуга, пусть даже и бесплатная, не может быть навязана.

– Охранник в супермаркете имеет право лишь задержать покупателя, чье поведение показалось ему подозрительным, и вызвать милицию, которая после составления протокола может досмотреть гражданина. Поэтому требования «бравых бойцов» – сплошная самодеятельность, а не выполнение служебных обязанностей, за что охранное предприятие имеет все шансы лишиться лицензии на свою деятельность», – рассказал «УМ» руководитель ульяновского Центра по защите прав потребителей Григорий КАЛЕНОВ. – Посетитель супермаркета не обязан сдавать свои вещи в камеру хранения и тем более предъявлять их для досмотра! Даже по требованию службы охраны магазина. Ни в российском законодательстве, ни в правилах торговли нет основания, подтверждающего законность такого требования.

Корреспондент «УМ»а на собственном опыте убедился, что оставлять личные вещи в камере хранения попросту опасно: замок не внушает особого доверия, да и одним ключом зачастую можно открыть добрую половину ячеек.

Если вас все-таки заставили показать вещи или обыскали, смело обращайтесь в суд.

– Вы имеете все шансы выиграть такое дело и получить денежную компенсацию за моральный вред, – убежден адвокат Игорь ИВАНОВ.

В Ульяновске пока было только два подобных судебных разбирательства. В результате одного из них пострадавшей от рук чересчур радивой охраны выплатили двадцать тысяч рублей, а второе дело пока еще рассматривается.

– Охранники, требуя у покупателя показать личные вещи, превышают свои полномочия. Мы должны относиться к себе как к личности, у нас же не концлагерь! – замечает Григорий КАЛЕНОВ.

А как охранять?

На Западе ни в одном супермаркете не может случиться того, что у нас принято за норму. В России охрана видит в каждом покупателе потенциального преступника и готова наброситься с обыском. В американских магазинах самообслуживания в торговом зале охраны нет, наблюдение ведется только с помощью видеокамер. А у нас и камеры слежения, и чуть ли не рота в камуфляже, как будто охраняется секретный объект, а не продовольственный магазин.

В некоторых супермаркетах личные вещи покупателей запаковывают в целлофан, и с ними можно проходить. Возможно, такой вид сбережения товаров от посягательства будет введен во всех магазинах Ульяновска?

Проверка на прочность

Интересно, что охранники, работающие в ульяновских супермаркетах, отлично знают, что они имеют право делать на боевом посту, а что нет.

Корреспондент «УМ»а решил проверить бдительность и уровень профессионализма служб охраны.

В одном из супермаркетов в центре Ульяновска пришлось долго препираться с парнями в форме, не желавшими пропускать в магазин с пакетом. Пришлось звать на выручку администратора, которая начала ссылаться на мифические «внутренние правила магазина». Других аргументов не было. Узнав о том, что имеет дело с корреспондентом газеты, администратор резко изменила тон разговора и вежливо предложила прийти еще.

В другом городском супермаркете разговаривали уже менее вежливо, в дискуссию включились даже продавцы. Там корреспонденту «УМ»а была оказана невиданная честь – совершать покупки в сопровождении охраны.

Вот такой у нас «сервис»! Хочется верить, что скоро люди станут отстаивать свои права, а не выполнять вслепую приказания тех, кто может лишь вежливо попросить. Возможно, человека, который, каждый раз делая покупки в супермаркете, станет препираться с охраной из-за пакета, назовут сумасшедшим. Пусть весь город состоит из таких вот «сумасшедших», но зато мы будем себя уважать, а не вздрагивать от любого окрика ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО персонала.

Наталья ВОЛКОВА

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ

НЕ ПОНРАВИЛИСЬ ОХРАННИКУ?

Советы законопослушному покупателю

Во-первых, сохраняйте спокойствие.

Во-вторых, не идите ни в какие «служебные помещения». Требуйте объяснить ситуацию на месте.

В-третьих, задайте резонный вопрос: «А где это написано?» В таких случаях охранник и администратор магазина станут вам указывать на табличку: «Уважаемые покупатели! Просим оставлять свои вещи в камере хранения» или ссылаться на правила магазина. Но подобная надпись никакой обязательной силы не имеет, да и внутренние правила тоже – это ведь не правовые акты.

В-четвертых, будьте тверды. Не соглашайтесь на компромисс («Вам же проще показать нам вещи и карманы, меньше времени потеряете», – начнут вас уговаривать). Вы свободный человек и живете, как хочется верить, в цивилизованном государстве, поэтому ваши права не должны нарушаться.

В-пятых, требуйте вызвать милицию. Если все предыдущие пункты были выполнены верно, то милицию, скорее всего, вызывать не придется – вас отпустят с миром. Лишние проблемы службе охраны и магазину ни к чему.

Но основное правило – будьте подчеркнуто вежливы и с охраной, и с администратором. Обычно это их обескураживает!