Летом 1896 года на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде волжане впер-вые дивились самодвижущемуся механическому экипажу со странным названием «авто-мобиль». Но скоро к слову привыкли – как начали привыкать к самим автомобилям.

Царская Россия колесила почти исключительно на иномарках. Предпочтения отда-вались французским фирмам «Пакар-Лэвассер», «Рено», «Пежо». Машина с двигателем в 10-12 сил в среднем обходилась в 10000 франков, тогдашних «у. е.», около 3000 рублей – удовольствие, прямо скажем, не из дешевых. Вслед «французам» шли немецкие фирмы «Даймлер-Бенц», «Мерседес», «Опель», и «итальянцы»: «Фиат», «Мангия». Английские и американские машины встречались гораздо реже.

Неуклюжий вид, ужасный шум и треск, огромный расход горючего, тряскость, от-сутствие автоматического стартера. Тем не менее, старинные механические экипажи уже в 1905 году достигали рекордной скорости в 180, а 50-70 км/час стали вполне средним пока-зателем.

Симбирск автомобильный.

К середине 1910 года в самом Симбирске насчитывалось три автомобиля, 157 вело-сипедов и одна мотоциклетка. Владели машинами сын суконного фабриканта, домовладе-лец Алексей Васильевич Арацков, купец 1-й гильдии, «водочный король» Александр Александрович Сачков и владелец чугунолитейного завода Николай Васильевич Голуб-ков. Двухместное, с мотором «на четыре силы», авто 66-летнего Н.В. Голубкова уже тогда казалось «вчерашним днем».

Осенью 1913 года кронштадтский мещанин И.П. Котляров и крестьянин с. Аннен-ково Карсунского уезда И.И. Кабанов открыли в Симбирске гараж на два легких пасса-жирских автомобиля, назначенных развозить пассажиров по городу с «проездной платой по соглашению» – первое такси. В 1915 году город приобрел грузовой автомобиль-цистерну для полива улиц и противопожарных мероприятий. Грузовик ломал и портил покрытие единственной асфальтированной, Гончаровской улицы (дело в том, что асфальт раньше не раскатывали, а выкладывали наподобие плитки). В связи с этим последовало полное запрещение на автомобильное движение по главной городской магистрали.

Уже при Советской власти, в 1922 году, по территории губернии было зарегистри-ровано «целых» 19 автомобилей разного назначения.

Первые правила.

Общих правил дорожного движения в Росси еще не существовало. Городская дума в каждом отдельно взятом городе принимала свой особый «закон». Более зажиточные и «продвинутые» соседи по Поволжью, Самара, Саратов, Нижний Новгород уже успели об-завестись своими дорожными правилами, а наши господа гласные (сиречь, депутаты) осо-бенно не чесались.

Наконец, симбирский губернатор Дмитрий Николаевич Дубасов весной 1909 года обратился к Городской Думе: «Ввиду значительного увеличения в последнее время в го-роде Симбирске числа велосипедистов, а также распространения мотоциклов и автомоби-лей, является необходимость издания обязательного постановления Думы, коим огражда-лась бы безопасность пешеходов, и вообще был бы урегулирован весь этот вопрос».

В сентябре 1909 года городская управа представила на рассмотрение Городской Думе свой проект. «Обязательное постановление о порядке езды по городу на велосипе-дах и автоматических экипажах», с дополнительными «Правилами о взимании в пользу города Симбирска сбора с велосипедов и автоматических экипажей» было опубликовано 2 марта 1910 года. Наши «дорожные правила» вышли, пожалуй, самыми прогрессивными в Поволжье.

Если в Самаре лошадь проезжавшего извозчика «пугалась велосипеда, мотора или автомобиля», владелец обязан был «быстро» остановить свое транспортное средство, вы-скочить наружу и заслонить оное собою. В Нижнем Новгороде езда на механических эки-пажах безусловно прекращалась «при ожидаемом проезде Особ Императорской фами-лии». В Симбирске таких казусов не предусматривалось.

Скорость движения по городу ограничивалась «всего-то» 15 верстами в час (около 16 км/час) – в Самаре ограничение было в десять, в Нижнем Новгороде в 12 верст в час. Такие «драконовские» ограничения по скорости были, тем не менее, насущно необходимы – старинные автомобили оснащались исключительно ненадежными ручными тормозами.

Правом езды по Симбирску пользовались «лишь те лица, которые взяли в управе установленные для этого билеты и нумерные знаки». Чтобы получить билет, надо было доказать свое умение в вождении перед комиссией из двух полицейских чиновников, под председательством члена Городской управы.

Автоматический экипаж необходимо оснащался сигнальным рожком, исправным тормозом и «зажженным фонарем» в ночное время. Садиться за руль симбирские жители имели право с семнадцати лет. Владельцы механических экипажей облагались ежегодным сбором в пользу города – по 1 руб. с велосипеда, и по 1 руб. 50 коп. с каждой «силы» ав-томобиля.

Первые жертвы.

Самое первое дорожное происшествие с участием автомобиля в Симбирске имело место 30 июля 1907 года. Симбирский купец, 56-летний Василий Петрович Нагашев, не спеша, катил в коляске по Александровской площади, мимо арестантских рот (в районе современной улицы 12 сентября, невдалеке от СИЗО) в сторону Свияги. Тут В.П. Нагаше-ва и настиг рычащий «механический экипаж». Испуганная лошадь понесла. На ухабе куп-ца выбросило из коляски, и он серьезно повредил ногу при падении. Хотя в городе было всего два автомобиля, виновника полиция «так и не нашла». Слишком уважаемыми людь-ми были оба автовладельца…

11 июня 1920 года на перекрестке Гончаровской и Панской (ныне Энгельса) был задавлен 14-летний юноша Навроцкий. Молодому человеку не повезло дважды – он уго-дил под машину начальника команды связи товарища Алексеева: «Ехавший начальник утверждает, что никто не виноват в смерти мальчика, как только сам погибший».

У сильного всегда виноват задавленный.

Иван СИВОПЛЯС