В минувшую среду коллегия по гражданским делам рассматривала кассационную жалобу на приговор Засвияжского районного суда по делу Гаязова и Агафонова. О нем наша газета писала 14 июня. Напомним – двух ребят осудили на девять и десять с половиной лет за убийство, которого они не совершали, во всяком случае, доказательства их вины следствию собрать не удалось. Единственной «уликой» были показания «главного свидетеля», семь раз судимого Коновалова, от которых он в суде отказался, объяснив, что оговорил ребят под давлением следствия.
на кассационные слушания собрались родственники и друзья осужденных, набралось человек сто, а может быть, и больше – свободных мест в зале не было, и многим пришлось стоять. Нет, о том, что они отменят приговор и освободят подсудимых в связи с отсутствием доказательств, я даже не думал – до таких высот правосудия наша Фемида если и поднимется, то очень не скоро. Обычно в подобных сомнительных случаях принимается компромиссное решение – дело направляют в район для повторного рассмотрения, как бы намекая коллегам: сами напортачили, сами и расхлебывайте. Однако вердикт не оправдал даже этих скромных ожиданий, выйдя из совещательной комнаты, члены коллегии сообщили, что приговор оставлен в силе, и тут же юркнули обратно, с некоторой, как мне показалось, поспешностью. А зал буквально взорвался негодованием.
когда подсудимых вывели из «клетки», чтобы отвести в караульное помещение, мать Гаязова со слезами бросилась на шею сына. Конвойные попытались ее оттеснить, но осужденные были уже в плотном кольце возмущенных родственников – трое милиционеров сдержать их не могли и с трудом продирались сквозь толпу к выходу из зала, им на помощь пришли два судебных пристава, однако и это не помогло. Страсти накалялись. «Что вы делаете!? Смотрите!! Они избивают осужденных!!!? За что ты ударил парня по лицу!!!?», -кричали из толпы, казалось, еще немного, и зазвучат выстрелы – конвой-то вооружен, но до этого, к счастью, не дошло. Потрепанные милиционеры и приставы протолкнул и осужденных за приоткрытую дверь и протиснулись туда сами.
А толпа «вылилась» в вестибюль и бушевала там: кто-то плакал, кто-то шумно возмущался, кто-то крыл непечатными словами суд и всю правоохранительную систему, по словам работников суда, подобной реакции на вердикт не было никогда, во всяком случае, они такого не помнят, может быть, потому, что на этот раз несправедливость решения была не просто очевидной, а прямо-таки вызывающей. Утверждаю это с полной ответственностью, люди могут не разбираться в процессуальных тонкостях, однако в данном случае у них на глазах была откровенно и цинично растоптана их вера в правосудие, последняя надежда на то, что суд бывает строгим, но справедливым.
когда спустя примерно час я покидал здание, обстановка внутри и вокруг суда была еще нервозной. С улицы доносились не всегда цензурные проклятия в адрес «третьей власти». По первому этажу сновали приставы в бронежилетах, кто-то кричал: «Главное, бабу, бабу не пропускайте! Баба сюда пробралась!!». Недалеко от крыльца
небольшими группами стояли человек 30 родственников и друзей. За ними пристально наблюдали хмурые милиционеры, тоже человек двадцать. Однако больше эксцессов не было, после того как осужденных увезли в следственный изолятор, родственники отправились не по домам, а на площадь Ленина, где на ступенях областной администрации провели остаток дня и всю ночь.
Пикетчиков принял министр регионального развития Дмитрии Травкин. Он пообещал доложить обо всем губернатору, который «раньше был адвокатом».
Поможет губернатор или нет, неизвестно, но люди намерены идти до конца, вплоть до объявления голодовки и обращения к центральным СМИ.