Губернаторы получили эффективное средство укрепления своей власти в региональных столицах. Своенравных глав местного самоуправления лишают права распоряжаться городской землей.

С 1 июля в Самарской области вступил в силу новый вариант Закона о земле. Этот документ был разработан в соответствии с поправками к Земельному кодексу РФ, принятыми 17 апреля этого года. Поправки наделяют субъекты федерации правом распоряжаться земельными участками в столицах регионов. Оговорка федеральных законодателей — эта норма действует лишь в том случае, если государственная собственность на землю не разграничена, — похоже, не сильно стеснит губернаторов, желающих выстроить свою вертикаль власти. Энтузиазм, с которым они принялись отнимать у градоначальников право распоряжаться землей, говорит о том, что не разграниченный пока российский земельный клин довольно велик.

Точно сказать, сколько именно земельных ресурсов достанется губернаторам, пока нельзя. В Ульяновске соответствующая работа еще не завершена. В Самарской области эти цифры закрыты — данные отказались предоставлять и в губернском правительстве, и в мэрии города. Достоверно известно лишь об одном участке, именуемом Самарское Заречье, — 1,72 тыс. га.

Земля уходит из-под ног

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, у которого уже много лет нет взаимопонимания с мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким, публично высказался за принятие соответствующих поправок в местный Закон о земле. В Поволжье деятельный интерес к подарку депутатов Госдумы уже проявили два политически нестабильных региона — Самарская область (отношения между губернатором Константином Титовым и мэром Георгием Лиманским пережили не один период открытой вражды и тактического перемирия) и Ульяновская область (губернатору Сергею Морозову нелегко с мэром Сергеем Ермаковым). В Ульяновске соответствующий закон приняли в мае 2006 года, решив, правда, не обирать мэрию до нитки. В распоряжении городских властей остались земельные участки размером до 2 тыс. кв. м, а вот более значительные территории, пригодные для многоэтажной застройки, перешли под контроль губернских властей.

Еще раньше, даже упреждая решения федеральных законодателей, аналогичные изменения в региональный закон внес губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Уже через несколько месяцев после своего назначения в Нижегородскую губернию, в декабре 2005 года, он провел через парламент Закон о регулировании земельных отношений. В соответствии с этим документом решения о предоставлении земельных участков по заявкам инвесторов принимаются на инвестиционном совете, который возглавляет губернатор.

А вот в Пензенской области, где глава городской администрации Роман Чернов пришел к власти при поддержке губернатора Василия Бочкарева, воспользоваться правом на земельный передел не спешат — мэр и губернатор живут душа в душу, и «строить» в Пензе пока никого не надо.

Таким образом, стремительно дорожающая земля региональных столиц становится важнейшим средством передела власти между губернаторами и градоначальниками. Значительные полномочия мэров, практически полная подконтрольность им городских парламентов и возможность выдвигать по столичным округам своих кандидатов в депутаты региональных парламентов вносили существенные корректировки в политические позиции губернских властей. Лишенные такого важнейшего экономического ресурса, как городская земля, мэры утратят и значительную часть своего влияния.

Передел среди застройщиков

По сути дела, свою судьбу руководители муниципалитетов вершили сами, что, впрочем, нисколько не умаляет роль глав регионов в принятии земельных поправок. Выстроенная городскими властями система выделения земельных участков под застройку неповоротлива и непрозрачна. В Самаре, Пензе и Ульяновске землеотвод осуществляется с нарушениями. В Самаре список участков под застройку, выделенных, по мнению прокуратуры, с нарушениями, состоит уже из 100 пунктов. «Необходимо взять на учет каждый строящийся и уже построенный объект с целью выявления законности их возведения, — сказал недавно губернатор Константин Титов, решивший показать всю серьезность своего подхода к новым полномочиям. — Этим должна заняться комиссия департамента по строительству и архитектуре Самарской области вместе с представителями правоохранительных и налоговых органов».

Нетрудно догадаться, что масштабные земельные проверки будут завершаться громкими уголовными процессами, которые со всей очевидностью обоснуют необходимость передачи в руки губернаторов и некоторых других полномочий мэров. Таким образом, политический результат изменений в земельном законодательстве очевиден. Окажутся ли они полезными для экономики?

Можно предположить, что по отдельным аспектам ситуация может измениться к лучшему. Например, в соответствии с поправками, внесенными в федеральное законодательство, с 1 октября 2005 года все земельные участки должны предоставляться лишь на конкурсной основе. Причем выставляемая на торги городская земля должна быть подготовлена — иметь необходимые коммуникации. Большинству российских городов выполнение подготовительных работ не по карману, но это по силам региональным бюджетам.

И конечно же, произойдет передел земли — приближенных к муниципальным властям застройщиков отодвинут компании, которым покровительствуют губернские власти. В Нижегородской области, где губернаторствует бывший вице-мэр Москвы, в фаворе сегодня крупнейшие московские строительные организации.