«Надо, не боясь, высказывать свою точку зрения»

По образу и подобию федеральной Общественной палаты при президенте у нас формируется своя, ульяновская, губернаторская. Нужна ли вообще Общественная палата, если ее эффективность может быть сведена к нулю? Об этом журналист Евгения Рудская беседует с членом областной Общественной палаты, доктором технических наук, профессором, одним из лидеров движения «Ульяновцы» Исааком Гринбергом.

– У Вас не возникло никаких сомнений в действенности Общественной палаты? Не станет ли она еще одной галочкой в так называемом плане построения гражданского общества?

– Я активный сторонник создания гражданского общества в нашей стране. Может быть, в цивилизованных странах это менее актуальная задача. Почему? Я не открою ничего нового, если скажу, что вся наша власть коррумпирована сверху донизу. Можно ли рассчитывать, что сверху эта коррумпированность будет прекращена?

Думаю, это будет сделать чрезвычайно сложно. Потому что любой достойный руководитель высокого ранга – будь то президент ли, премьер-министр – какие бы указы он ни издавал – все это чиновничья среда похоронит.

Открою ли я что-то новое, если скажу, что депутаты всех уровней лоббируют чьи-то корыстные интересы? Что во власть идут сплошь и рядом для того, чтобы решать какие-то личные вопросы? Есть ли исключения? Да, безусловно, наверное есть, но они только подтверждают правило. Выход для страны в этой ситуации только один – создание гражданского общества.

– Тем не менее есть ли у нас какие-то приметы общественного, самосознания своих прав?

– Да, хоть и слабенькие, но есть. Сегодня я не делю людей по идеологическим взглядам -демократы, центристы, коммунисты. Всюду есть жулики, и их большинство. И всюду есть порядочные люди. Их, к сожалению, меньшинство.

Нечестные, как показывает жизнь, быстро находят друг друга. Они объединены и спаяны, а люди порядочные, как правило, разобщены. Задача тех, кому небезразлично будущее детей и внуков – объединить свои силы.

Как? Есть у нас в области неплохие примеры. Например, общественное движение «Ульяновцы». Десятки людей вошли в него добровольно. Хорошо ли работают, плохо ли, но что-то пытаются делать. Они на общественных началах разработали два закона: об отзыве депутатов Законодательного Собрания и об отзыве депутатов представительных органов самоуправления и выборных должностных лиц. Оба закона приняты.

– Ну и что из этого? Если мне не изменяет память, ни одного депутата еще не отозвали. Почему же такие хорошие законы не работают?

– Недавно ко мне пришли люди и говорят: хотели отозвать своего депутата, который игнорирует все свои предвыборные обещания, и не можем. Я только согласно покивал головой, понимая, что эта идея обречена. В связи с выходом Федерального закона в Устав города внесены поправки, в которых написано, что основанием для отзыва депутата является только одно – возбуждение уголовного дела.

Тем не менее, несмотря на это, надо продолжать объединять порядочных людей, чтобы противостоять коррумпированной власти. Надо, не боясь, высказывать свою точку зрения.

– Вы рассматриваете Общественную палату как трибуну, ведь полномочия ее членов весьма ограничены. Не станет ли она бесплатным приложением к областной власти? Формально палата есть, а ее действенность ограничена проблемами текущей крыши.

– Я очень критически отношусь к перспективам Общественной палаты. Не скрою, долго колебался, давать или не давать своего согласия стать ее членом.

Во-первых, я вижу, что на федеральном уровне уже существующая палата пока о себе всерьез не заявила. А сколько было шума, что у нас теперь все будет по-другому! Ничего этого нет.

Во-вторых. Сколько существует общественных советов! Какова их эффективность, и не являются ли эти советы лишь ширмой для власти, создавая видимость, что у нас все демократично? К сожалению, сплошь и рядом именно так.

Совсем недавно я присутствовал на заседании областного совета по стратегическому планированию экономики области. С основным докладом на нем выступала министр экономики. Более бессодержательного доклада я давно не слышал. Речь шла о составлении плана развития экономики области до 2020 года.

Доклад – пустой звук. Все, что она говорила, можно объединить одной фразой – давайте жить лучше. Никаких вопросов к докладчику не было. Была реплика: какие могут

быть вопросы к лозунгу?

С тем, что говорили выступающие, можно было спорить, с чем-то соглашаться. По крайней мере, они пытались внести какую-то конкретику. Но властью любые предложения членов совета встречались в штыки. Думаю, такой общественный совет бесполезен.

Поэтому у меня есть опасения, что и Общественная палата может стать ширмой. Но после долгих размышлений я задал себе вопрос: если я как член палаты помогу хотя бы одному гражданину – это хорошо или плохо? Разве будет лучше, если даже одному гражданину никто не поможет? –

Конечно, это и дополнительная трибуна. У палаты есть право обращаться с запросами к властям. В девяноста случаях из ста я не ожидаю правильной реакции. Но в десяти можно сделать что-то полезное для людей. Стоит ли пренебрегать этим?

– Где гарантия, что в палату не попадут конформистски настроенные люди, заранее готовые на услуги властям предержащим?

– Мне трудно говорить за всю палату. Тем более, она еще не сформирована. Внушает оптимизм то, что в палате есть достойные люди, назначенные губернатором. Теперь надо постараться отобрать из выдвигаемых общественными организациями кандидатур честных людей, которые идут в палату не для того, чтобы получить какие-то дивиденды от власти, а чтобы действительно помочь обществу.

В прошлом номере «Симбирского курьера» опубликовано открытое письмо члена Общественной палаты Геннадия Демочкина губернатору Морозову. Абсолютно поддерживая все, что сказано в письме относительно культуры, могу добавить: то же самое касается предпринимательства и экономики в целом. Надо делать ставку на профессионалов и поддерживать местного товаропроизводителя.

– Я могу ошибаться, но мне кажется, наш народ не готов отстаивать свои права и интересы. Более того, он равнодушен к общим проблемам до тех пор, пока это не коснется его самого…

– Народ не верит власти. И это затрудняет работу в поддержке как отдельного человека, так и общества в целом. Но у нас нет другого народа. Можно объяснять, почему это произошло. Но вывод такой – небезразличные к судьбе своего государства, своих детей и внуков должны объединяться, чтобы разбить сложившееся мнение – хуже не будет. Еще как может быть! Самое опасное преступление – это безразличие.