Победа на IV Международном фестивале «Виват, баян!», проходившем в апреле 2006 года в Самаре, позволила студенту Ульяновского музыкального училища аккордеонисту Павлу Чернейкину и его преподавателю, директору Ульяновской школы искусств № 8, Александру Басманову получить направление на стажировку во Францию и взять уроки игры у мировых звезд аккордеонной музыки.

Прорыв

Выиграть гран-при было непросто. Да еще у хозяев фестиваля – самарцев. Такой прорыв на ульяновском музыкальном небосклоне происходит впервые. Фестиваль «Виват баян!», – пожалуй единственный конкурс, который дает возможность самым лучшим его участникам получить зарубежную стажировку. За это Александр Басманов и Павел Чернейкин выражают особую благодарность учредителям этого фестиваля и фонда «Русский баян» Сергею Войтенко и Алле Кац, директору ульяновского филиала чебоксарского межнационального гуманитарного университета Елене Ковтун и генеральному директору ЗАО «Волга-Днепр» Геннадию Пивоварову. Несмотря на то, что ульяновские музыканты представляли во Франции достижения ульяновской музыкальной культуры, они не получили никакой поддержки ни от региональных, ни от городских властей. Губернатор в личной беседе обещал профинансировать поездку, но в итоге – отфутболил призеров на более низкий чиновничий уровень, и дело заглохло. Поездка оказалась под угрозой срыва. Власти, неоднократно провозглашавшие наш город «культурной столицей» оказались в стороне от ярчайшего культурного события. Если бы не спонсоры – поездка бы не состоялась.

Ульяновские аккордеонисты заявили во Франции о городе Ульяновске, подняли его престиж как одного из центров аккордеонной музыки. Лучшие музыканты, педагоги и композиторы теперь знают об ульяновском музыкальном училище. Установлены связи и контакты. То, что дала поездка – бесценно.

Круглый отличник

Инструмент Павел не выбирал. Обычное дело – родители отдали в музыкалку. Учиться игре на аккордеоне начал, как только исполнилось шесть лет в музыкальной школе № 2 на Нижней Террасе. И тем не менее учителя в общеобразовательной школе были крайне удивлены выбранной карьерой. Они полагали, что он пойдет далее в десятый класс, а затем непременно в вуз по каким-нибудь точным наукам. Павел был круглым отличником. Но, взвесив все, юноша выбрал карьеру музыканта и поступил в музучилище. К тому времени он уже три года занимался у преподавателя Александра Басманова.

За многие годы обучения Павел оценил качества своего инструмента, способного заменить собой целый оркестр.

За первый год обучения в декабре 2005 года Павел стал лауреатом первой премии всероссийского конкурса исполнителй народных инструментов в Волгограде, затем дипломантом в очень серьезном межрегиональном конкурсе в Перми… На конкурсе «Виват, баян!» Павел исполнил прелюдию и фугу соль-мажор И.С.Баха, «Тарантеллу» В.Траяна и произведения современного композитора Власова. У конкурентов не осталось никаких шансов.

Аккордеон вместо попсы

Первое впечатление от Парижа, – что это не столица Франции, а какой-то африканский или азиатский город. Огромное количество «цветного» населения. Эмигранты проникают сюда всеми правдами и неправдами, укореняются и уже составляют половину населения столицы.

И все же – это Франция. Аккордеон здесь слышишь постоянно – в подземных переходах, в поездах метро… Аккордеонная музыка во Франции занимает то место, которое у нас занимает попса.

О новостях аккордеона выпускаются великолепно иллюстрированные глянцевые журналы.

«Мы там, в принципе не слышали ничего, кроме аккордеона», – вспоминает Александр Басманов.

Как русские музыканты парижский экспресс спасли

Скоростной поезд. Суперкомфортабельные вагоны с кондиционерами, автоматически открывающиеся входные двери, туалеты невиданной чистоты… Идиллию нарушает какой-то неадекватный тип в красной футболке. Бросившись к стоп-крану, он резко останавливает состав (на скорости под 200 км/ч!) и скрывается в соседнем вагоне. Появляется наряд жандармерии. Музыканты по-английски объясняют жандармам, куда исчез злоумышленник и как он выглядит.

Бригада полиции уходит. Но «вдруг откуда ни возьмись» снова появляется тот тип. С остервенелым видом он вновь бросается к стоп-крану. Один из русских музыкантов-преподавателей пытается удержать его за руку, но тот бьет его наотмашь по голове, вырывается и вновь дергает стоп-кран. Снова резкое торможение. Тогда на злоумышленника бросается Александр Басманов, хватает его за футболку и после короткой потасовки… заталкивает его в туалет. Тот закрывается изнутри. Вновь появляются жандармы. Длительные переговоры через дверь. Минут через сорок злоумышленника «выкуривают», впрыснув газ из баллончика через отверстие в двери, надевают наручники, уводят. И долго благодарят музыкантов за оказанную помощь. Потом эту благодарность озвучивают на весь экспресс по громкой связи. Музыканты чувствуют себя героями. Поезд приходит в Клермонт-Ферран на полтора часа позже, но автобус, на котором делегация должна далее ехать в южнофранцузский городок Ля-Кюэ, терпеливо дожидается опоздавших. Здесь все уже проинформированы, пассажиры-французы не предъявляют русским никаких претензий, а наоборот, тепло встречают их как героев. И действительно, почти что «замочили террориста в сортире».

Праздник, который всегда с тобой

«Экзамен для меня всегда праздник, профессор!» Если дело касается обучению игры на аккордеоне, то это действительно так.

Вот как сдают экзамены студенты учебного центра игры на аккордеоне г-на Жака Морне (французская аббревиатура CNIMA) в городке Сан-Сов д’Овернь. Происходит это под матерчатым тентом летнего кафе. Комиссия (всё звезды французского аккордеона) рассаживаются вокруг экзаменуемого, потягивая вино или пиво. К ним присоединяется публика из жителей и гостей городка. Каждый может принять участие в обсуждении. Все – легко и непринужденно. Франция, одним словом.

Роже – бывший полицейский, пенсионер. Он – лысый и седой. Наверное, даже постарше мэтра Жака Морнэ. И тем не менее, он студент, и экзамены сдает наравне с молодыми. И действительно, почему бы не посвятить время заслуженного отдыха совершенствованию своей игры на инструменте до профессионального уровня? На самом деле, пуркуа па?

Брать уроки у таких всемирно известных музыкантов как Жак Морнэ, Натали Буше, Клод Соваж – огромное удовольствие и колоссальный труд. Бывало, учебной нагрузки не выдерживал… переводчик из Самары, закрепленный за делегацией. Когда он отправлялся на покой, переходили на английский, а то и понимали друг друга без слов. Язык музыки универсален.

Кроме занятий – Павел неоднократно выступал на концертах в окрестных южнофранцузских городах: Тове, Рошфор-Монтань, Осваль, Ла-Бурбуль. Аккордеонные концерты, которые пользуются огромной популярностью, здесь принято устраивать в католических соборах.

А Александру Басманову посчастливилось играть в знаменитом кафе «Жану» в Ла-Бурбуле. Здесь собираются самые знаменитые аккордеонисты Франции. Среди ценных знакомств – с композитором Франком Анжелисом. И ученик, и учитель давно уже включили сочинения знаменитого француза в свой репертуар. Для того было полной неожиданностью, что где-то в глубине России, в Ульяновске, его музыка пользуется успехом. Обещал присылать новые произведения по электронке.

Перспективы

Жак Марнэ, позанимавшись с Павлом, предрек ему карьеру выдающегося джазового музыканта, к немалому удивлению как его самого, так и его учителя Басманова. Сегодня музыкант не выделяет для себя какого-то одного направления: любит играть и классику, и джаз, и старинную музыку добаховского периода. Наверное, к мнению мэтра стоит прислушаться.

Сейчас Павел и его учитель готовятся к новым международным конкурсам. Первый, «Трофей мира», состоится в октябре 2006 года во Франции. А в мае 2007 года предстоит участие в самом сложном конкурсе по юношеской группе в городе Клингенталь в Германии. Это – самый авторитетный конкурс аккордеонистов на сегодняшний день. Подготовка уже идет полным ходом. Это – вместо отдыха в каникулы.

Быть может, на этот раз региональные и городские власти не останутся в стороне от важнейших музыкальных событий и помогут юному таланту, который, вне всякого сомнения, еще прославит наш регион.

Валерий Зефиров