Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Расих ГАТАУЛЛИН: Ульяновцы имеют право сами делать выбор
На «Прямой линии» в «Комсомолке» парламентарий спрашивал мнения людей о новом законе
Целый час на «Прямой линии» в «Комсомолке» обсуждался новый Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области». Член регионального парламента и президиума регионального отделения партии «Единая Россия», секретарь Ленинского отделения «ЕР» Расих Гатауллин хотел не столько рассказать о документе, бурное обсуждение которого сейчас ведется в ЗСО, сколько узнать мнения горожан. За кого же хотят голосовать ульяновцы – за партии или за конкретных людей? В ходе обсуждения выяснилось, что подавляющее большинство из тех, кому удалось дозвониться, не просто хотят знать кандидатов в лицо, но и иметь доступ к информации о том, какую пользу они приносят народу и области.
Изучив вопрос детально, депутаты изменили свое мнение
– Здравствуйте, беспокоит вас Анастасия Васильевна. Поясните, пожалуйста, почему вообще возникла необходимость разработки нового документа?
– Дело в том, что существующий закон о выборах, ранее действовавший в нашем регионе, безнадежно устарел. Поэтому мы приняли решение коренным образом пересмотреть саму концепцию документа, чтобы привести ее в соответствие с федеральным законодательством. В ходе разработки закона обсуждалось два принципиально различных подхода к формированию депутатского корпуса. Часть парламентариев предлагали оставить существующую схему выборов – 50 на 50. То есть одна половина депутатов избирается по одномандатным округам, а вторая – по партийным спискам. Другие парламентарии предлагали внедрить систему 100-процентного голосования по партийным спискам, как в Государственной Думе. В первом чтении приняли второй вариант. Но потом, детально изучив мнение горожан и опыт других регионов, выяснили, что поторопились. Именно поэтому мы пока и не принимаем закон в том варианте, который сейчас разработан. Ведь в результате анализа полученных данных многие депутаты кардинально изменили свое мнение и засомневались в целесообразности отказа от голосования по одномандатным округам. Я не исключаю, что ко второму чтению закон будет кардинально переработан или даже отозван для внесения в варианте 50 на 50.
– Я с вами согласна. Люди должны знать, за кого голосуют, а не выбирать политический строй или систему. Очень хорошо, что депутаты вовремя спохватились, и смогут исправить ситуацию. Приятно, что вы думаете о людях. Ведь когда кандидат проходит в парламент по партийным спискам, он меньше заинтересован действовать в интересах конкретного избирателя. Не хотелось бы, чтобы такие люди становились депутатами.
Депутаты должны работать на благо народа
– Беспокоит вас Ирина Николаевна с Нижней Террасы. На ваш взгляд, кому выгоден переход на выборы по партийным спискам?
– Как мне кажется, новая система устраивает партии, у которых нет ярких, интересных лидеров на региональном уровне. Они вряд ли смогут попасть в парламент по одномандатным округам.
– Но не получится ли так, что при внедрении этой новой системы в невыгодном положении окажутся простые люди? Они потеряют право реального голоса!
– Вы правы. Тем более что порядка 95 процентов населения России, и в частности Ульяновской области, аполитичны и предпочитают не вступать в ту или иную партию. Они, скорее всего, не пойдут на выборы или будут голосовать против всех. Чтобы исключить последний вариант, Госдума вычеркнула эту графу из бюллетеня. Пользуясь случаем, я хотел бы узнать ваше мнение по поводу этого, и нового закона в целом.
– Я считаю, что голосовать нужно за человека и за его дела. Иначе существует возможность попадания в парламент случайных людей. И будут ли они работать на благо народа – остается под большим вопросом. Спасибо вам за ваше мнение и ответ. Что касается исключения строчки, то я считаю, что в Думе принято неправильное решение.
– Здравствуйте, звонит вам Игорь, студент третьего курса УлГУ. У меня такой вопрос: какие аргументы выдвигают ваши оппоненты в защиту схемы голосования по партийным спискам?
– Сторонники принятия закона утверждают, что благодаря голосованию по спискам можно будет усилить роль партии, и появится реальная возможность регулирования законотворческого процесса. Таким образом, любой человек, желающий стать депутатом, непременно должен будет вступить в ту или иную партию. Все эти аргументы имеют право на существование, но в большинстве демократических стран, таких, как Англия, Франция и США, выборы проводятся по одномандатным округам. Вообще в большинстве развитых государств голосования по спискам просто не существует.
Стоит ли обратиться в Госдуму?
– Людмила Ивановна вам звонит. Я хотела бы узнать, будут ли внесены какие-либо изменения в закон о выборах и, в частности, почему из бюллетеня исключили строчку «против всех»?
– К сожалению, обнадежить вас пока ничем не могу. Решение принято на федеральном уровне, и мы обязаны подчиниться.
– Но ведь вы можете обратиться к депутатам Госдумы с просьбой пересмотреть свое решение. Считаю, что если таким образом поступят многие регионы, то на нас обратят внимание. – Согласен. Тем более что для многих депутатов исключение строки «против всех» стало полной неожиданностью. С полной уверенностью сказать, будем ли мы обращаться в Госдуму, я пока не могу. Такое решение должно быть принято большинством парламентариев, а не лично мной.
– Ясно. Спасибо за ответ.
– Здравствуйте, это Лариса Евгеньевна из Заволжья. А вы сами как избирались, по округам или спискам?
– Я избирался по Ленинскому округу № 11, который включает в себя еще и Нижнюю Террасу. Но это не значит, что я против голосования по партийным спискам именно поэтому. Я считаю, что депутаты, выбранные через одномандатный округ, ближе к народу, собирают наказы избирателей, берут на себя определенные обязательства и отстаивают права людей. Но сегодня нам интересно и ваше мнение.
– Я за одномандатные округа. Также хочу предложить вам такую идею. Может быть, стоит провести референдум, чтобы спросить мнение народа. Или опрос.
Идея провести референдум мне нравится, но она вряд ли осуществима, так как является слишком затратной. Его стоимость составляет несколько миллионов рублей. Фактически столько же тратится на выборы. Я думаю, что наиболее эффективный способ -активные выступления самих граждан в СМИ или в форме обращения к своим депутатам или губернатору.
– Ясно. Остается только надеяться, что таких активных и деятельных людей, как я, еще немало.
– Марина Владимировна вам звонит. Я слышала, что порог прохождения в депутаты областного парламента составляет всего 25 процентов. Не маловато ли? Может быть, стоит его повысить?
– Я считаю, что нет. И не я один так думаю. Такой процент был установлен федералами. В законе прописано, что он должен быть не менее 20. Коммунисты предлагают повысить его до 50. К сожалению, опыт прошлых лет показывает, что на выборы ходят всего около 20 процентов людей. То есть вряд ли аж половина населения примет участие в голосовании, и в ЗСО снова будут пустые кресла, как сейчас. Так, в Железнодорожном районе Ульяновска трижды проходили выборы, и каждый раз один из кандидатов уверенно побеждал, но, к сожалению, 25-процентный порог явки преодолен не был. Поэтому я считаю, что его вообще стоит снизить до 20.
– Согласна. Но один-то человек вряд ли сможет сделать что-то весомое. Будут ли к его мнению прислушиваться остальные депутаты?
– У нас в парламенте мнение каждого важно. Но я считаю, что необходимо действительно находить общие интересы и компромиссы в законотворческой деятельности.
– Елена из Ульяновска беспокоит вас. Можете ли вы перечислить партии, которые «за» принятие закона?
– Конечно, в этом нет никакого секрета. На сегодняшний день за отмену одномандатных округов и 100-процентное голосование по партийным спискам активно радеют коммунисты и ЛДПР.
Подготовила Ольга КОВАЛЕНКОВА.