Вячеслав Алексейчик: Нельзя каждый раз перед выборами устанавливать новые правила игры

Это мешает разобраться в ситуации не только парламентариям, но и людям

Диаметрально противоположного взгляда на закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания» придерживается депутат, заместитель председателя комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и ТЭК, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии Вячеслав Алексейчик.

– Начну с истории появления закона. Его концепция была обсуждена еще в прошлом году, -пояснил Вячеслав Валентинович. -Разработаны основные положения. А в декабре областная избирательная комиссия внесла на рассмотрение ЗСО достаточно добротный, хорошо сделанный проект. Партийные фракции и объединения подготовили свои дополнения и поправки, часть которых была принята, а часть – обоснованно отвергнута. А в январе этого года активная работа над документом прекратилась… На мой взгляд, необоснованно.

Нельзя к каждым новым выборам готовить очередной удобный вариант закона! Я понимаю, что жизнь меняется, и внесения соответствующих корректировок требуют и законодательные акты. Но они не должны подстраиваться под конъюнктуру.

– То есть, на ваш взгляд, не стоит «тянуть резину», и необходимо как можно быстрее поставить этот вопрос на голосование?

– Конечно! И принять. Это же не закон о бюджете, куда постоянно вносят корректировки.

– Я правильно понимаю, вы считаете, что голосоваиие должно проходить по партийным спискам?

Совершенно верно. ОДИН человек, без поддержки какой-либо организации, вряд ли сможет что-то реально сделать. Ему в любом случае придется формально или неформально примкнуть к какой-либо коалиции. Кроме того, сегодня те, кто избирается по одномандатным округам, зачастую становятся депутатами за счет финансовых или информационных ресурсов, которые, кстати, тоже надо оплачивать. А вот простой гражданин вряд ли сможет попасть в парламент или Думу.

– То есть закон нужно принимать в таком виде, как он есть, и сохранить концепцию, представленную избирательной комиссией?

– Не совсем. Некоторые пункты документа меня все-таки смущают. Например, установленный 25-процентный порог явки избирателей, при котором кандидат будет считаться избранным в ЗСО. На наш взгляд, он должен быть хотя бы 50-процентным. Ведь таким процентом руководствуются даже при выборе председателя садового общества, гаражного кооператива или ТСЖ!

Именно тогда мы сможем говорить о легитимности. Кроме этого, сейчас на областные парламенты возложена функция выбора кандидатов в губернаторы. Ну как мы можем выбирать высшее должностное лицо при 25-процентной явке избирателей. Это просто не серьезно. Также мы предлагаем увеличить порог возможности прохождения партии в ЗСО с 5 до 7 процентов.

– Но не секрет, что сегодняшние избиратели не очень активны. На верное, поэтому и было выдвинуто предложение снизить порог прохождения?

– Согласен. Но в этом случае необходимо как-то мягко побуждать людей приходить на избирательные участки. Я был в Белоруссии во время выборов Президента в качестве наблюдателя. Так там голосовать можно было почти целую неделю, а в случае возникновения проблем, с урной для бюллетеней к людям приезжали даже на дом. У нас такая система пока не слишком хорошо работает. Хотя внедрить ее все же пытаются.

– Остается только надеяться, что удастся как-то побудить людей быть активными и высказывать свою позицию. Но в свете последних событий, я имею в виду ликвидацию строки «против всех» в бюллетене, некоторая часть граждан, скорее всего, вообще не будет приходить на участки.

– К сожалению, вы правы. Решение об изъятии данной строки было принято на уровне Государственной Думы. Я считаю его неправильным. Это можно было делать только в том случае, если бы кандидат «против всех» себя исчерпал. Увы, практика показывает, что люди все еще предпочитают ставить галочку именно в этой графе. Так, у нас до сих пор не выбрано два депутата в областной парламент. Поэтому я считаю, что строка «против всех» должна быть в бюллетене.