Так подкупают городских депутатов?
Депутаты городской думы уже и не скрывают, что пришли в политику отнюдь не ради защиты интересов своих избирателей. Вадим Харлов, например, официально заявил, что решает в городском парламенте проблемы собственного бизнеса.
В общем—то ничего удивительного – своя рубашка ближе к телу. Видимо, на этой человечески «слабости» и построены отношения заместителя мэра, председателя комиссии по распределению муниципальных заказов в виде тендеров Марины Габдулиной с большей частью представителей думского корпуса. Кстати, в одном из номеров мы писали о том, что, работая в мэрии, Марина Алексеевна себя ничем не проявила. И вот, судя по всему, она решила исправиться…
ДЕПУТАТСКИЙ ИНТЕРЕС
Почему же депутаты во главе с Василием Гвоздевым, избранные обслуживать интересы города и горожан, вдруг напрочь забывают об этом? Почему они становятся то на сторону энергетиков, которых поддерживает областная власть, готовая отдать им все теплоносные артерии города – «Теплоком» и «Теплосервис»? Неужели не понимают, что тем самым обрекают ульяновцев на вечное повышение тарифов? То вдруг активно поддерживают любые сомнительные начинания губернатора, который давно и абсолютно открыто продавливает в городе интересы «СОКа»?
А ларчик открывался просто: Марина Габдулина пришла в мэрию по протекции Морозова. И на какую должность – заместителем главы города по экономическому развитию! Она стала по сути «губернаторским оком» в мэрии.
Согласившись на это назначение, а также отдав морозовской ставленнице пост председателя комиссии по проведению тендеров на муниципальные заказы, (который до этого занимал верный соратник мэра Андреев), Ермаков продемонстрировал свою лояльность Морозову, фактически поставив под его контроль огромные средства городского бюджета. Вот это доверие! Вот это дружба!
Вероятно, до поры до времени Сергей Николаевич даже не подозревал, какие рычаги влияния отдал в чужие руки! Рискнул и, увы, проиграл.
Просмотрите список городских депутатов. Почти все они являются директорами или владельцами коммерческих фирм! Нетрудно предположить, как может выстраивать свои отношения с ними председатель комиссии по тендерам.
ТЕНДЕР
– это соревнование, этакий аукцион наоборот, когда город заявляет максимальную сумму, которую может потратить на тот или иной заказ, а представители фирм соревнуются в снижении затрат — кто возьмется выполнить муниципальную заявку с наилучшим качеством и за меньшую цену, тот и победил. Цель – максимально возможная экономия бюджетных средств.
При этом, по закону, на старте конкурса условия для всех участников должны быть равны. Но это по закону. А по жизни?
По мере того, как городская дума меняла свое отношение к мэру с плюса на минус, в редакции росло число жалоб от участников городских тендеров. Предприниматели утверждали, что равенство условий соблюдается далеко не всегда.
Казалось бы, какая разница между сугубо коммерческим мероприятием и взаимоотношениями ветвей городской власти? Оказалось, самая прямая.
Мы проанализировали результаты нескольких тендеров, взятых наугад. Вот, например, муниципальный заказ на газификацию жилых домов г.Ульяновска. Участвуют 3 фирмы. Но все три лота выигрывает одна – ЗАО МСУ-14 «Ульяновск». Ген. директор Столяров П.К. Но совместительству депутат городской думы и… член комиссии по тендерам.
Муниципальный заказ на поставку хлебобулочных изделий. Все лоты этой группы достались ОАО «Ульяновскхлебпром». Зам ген. директора там, еще недавно, Беспалова М.П. Она же – депутат городской думы.
Муниципальный заказ на ремонт дорог выиграл УМУП «Асфальтобетонный завод». Директор Стародубцев В.Г. — депутат гордумы.
Все лоты «молочной» группы выиграло ОАО «Молочный завод». По нашей информации, ее интересы продавливал депутат Соловьев Г.В., который является директором 000 «Детское питание». Все лоты группы «Бакалея» выигрывает ИП
Такташкина О.В.
В конкурсе за муниципальный заказ на поставку лекарств и реактивов участвовали три фирмы – две ульяновские и одна самарская. Оба ульяновских участника с конкурса сняты, победили самарцы.
Случайность? Совпадения?
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ОТКАТ
Но если вдруг за фирмой, выигравшей тендер, не стоит какой-нибудь депутат (такое редко, но тоже случается), то, скорее всего, срабатывает система так называемых откатов. На эту мысль наводит то, что сплошь и рядом разница между ценой, заявленной победителем, и той, что провозгласил участник, занявший второе место, составляет буквально копейки. Уж слишком меткое попадание, считают специалисты.
Тут необходимы некоторые пояснения. Перед началом тендера его участники, кроме заявок, передают организаторам запечатанные конверты, содержащие сведения о суммах, за которые они готовы выполнить муниципальный заказ.
Во время торгов конверты публично вскрываются, суммы провозглашаются и по минимальной определяется победитель. По закону, до этого момента содержание конверта – тайна и для конкурентов, и для организаторов.
В этих условиях «копеечное попадание», по мнению специалистов, возможно лишь в случае, если конверты кто—то вскрыл заранее и подсказал нужной фирме заведомо выигрышный результат. А сделать это могут только организаторы конкурса, и только с ведома Габдулиной.
И еще, с назначением госпожи Габдулиной на пост председателя комиссии по тендерам резко увеличилось количество строительных и других фирм, участвующих в городских конкурсах. Если в 2005 г. их было 10 – 15, то в 2006 стало 65 – 70. При этом такой пункт, как «репутация фирмы и стаж», из перечня обязательных условий для участия в конкурсе исчез. Теперь претендовать на городской заказ и бюджетные деньги может любая фирма—однодневка. Стоит ли после этого удивляться низкому качеству ремонта и строительства городских объектов, а также тому, что наши дети травятся продуктами сомнительного качества?
ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ
Есть еще и такой тендер – «информационные услуги». Это значит, что В. Гвоздев может использовать бюджетные деньги для освещения деятельности городской думы в СМИ. Но не во всех, а лишь в тех, чей тираж не менее 106.000 экз., плюс бесплатное распространение. По странному совпадению именно этим критериям отвечает «Мозаика», которая, как известно, принадлежит депутату ЗС Гатауллину и позволяют себе обливать грязью Ермакова.
В остальных информационных лотах обязательные условия тендера (тираж, издания, день его выхода и пр.) опять же, по странной случайности, совпадают с характеристиками именно тех газет, которые нападают на мэра, например с «Молодежной газетой», которую контролирует депутат Харлов, и др.
Во всех лотах на телевидение – такая же ситуация. И еще не известно, все ли эти средства (а деньги выделяются огромные) осваиваются городской думой. А может быть, часть их попадает Гвоздеву в карман?
Получается, что мэр выделяет из бюджета деньги на борьбу с самим собой.
Вот так и дружат депутаты с заместителем мэра Габдулиной. По принципу: ты — мне, я – тебе.
С наступлением осени, вероятно, начнутся главные и очень жесткие политические баталии между властями города и области. Ослабить позицию народно избранного мэра губернаторская команда пытается с помощью депутатов гордумы — ее председатель уже неоднократно восхищался деятельностью губернатора и негодовал по поводу «неудовлетворительной работы мэрии».
Впервые в истории существования городской думы законодательный орган перестал заниматься непосредственно городскими законами и встал в оппозицию мэру, объединившись с областным руководством. Наш источник из регионального правительства уверяет, что тендеры – один из способов подкупа депутатов. Так, может, Ермакову стоит (пока не поздно) поменять петуха, чтобы куры и кудахтали, и несли яйца в его курятнике, а не в морозовском?
Отдел расследований «Симбирского слова».
Р.S. Мы вскрыли лишь небольшую часть айсберга под названием «городская комиссия по проведению тендеров». И надеемся, что компетентные органы продолжат эту работу и обратят более пристальное внимание на деятельность госпожи Габдулиной.