Металл устал

В пятницу, 28 июля, на железнодорожном мосту через Волгу заменили восьмой пролет, в который в 1983 году врезался теплоход «Александр Суворов»

Корреспонденту «Ульяновского меридиана» удалось последний раз пройтись по печально известному пролету, который после этого оторвали от моста и увезли на переплавку. Замену пролетов начали еще три года назад, когда появилась, по выражению специалистов, «усталость металла». Ведь мост начали строить еще до революции в 1913 году, тогда он носил имя Его Величества Императора Николая II. По приданию одну из клепок сделали золотой, сейчас ее пытаются отыскать, что очень трудно сделать из-за толстого слоя краски. – Царское железо, – говорят мостостроители, уважительно похлопывая по старым балкам. – Тут теперь любая клепка золотая, бери и неси в музей! Это же история.

Попасть на волжский мост не так-то и просто. Стратегический объект охраняют по всей форме бдительные сторожевые с авто матами. Уж сколько раз слишком любопытных граждан ловили и отбирали пленку из фотоаппарата, если те пытались сфотографировать переезд из окна машины. Запрещено! Провести нас взялся человек бывалый. Сергей ФОКИН, заместитель начальника Ульяновской дистанции пути, всю жизнь работает здесь и буквально знает каждый винтик. Кстати, сегодня, 2 августа, Фокин отмечает юбилей – 60 лет! Он следит за состоянием моста с 1967 года и ежедневно его обходит по несколько раза.

– Вас, наверное, охранники уже в лицо знают?

– А все равно всегда удостоверение проверяют – служба у них, иначе не положено, – объясняет Сергей Иванович.

– Вы здесь работаете давно, значит и катастрофу с «Александром Суворовым» помните?

– Ну как такое забудешь… Когда меня ночью по тревоге вызвали, поверить не мог, что такое могло произойти. Приехал сюда, а здесь у «Суворова» верхняя палуба срезана, повсюду страшный бардак, кровь. Жуткая картина. Видел, как водолазы девчонок красивых из воды достают трупы аж за 20 километров отсюда вылавливали. Поезд грузовой сошел с рельс. Две цистерны деть было некуда, когда расчищали завал, и их прямо в Волгу выкинули.

За разговором постепенно мы подошли к знаменитому пролету. Рабочие московской строительной фирмы уже отделили его и установили на специальные плавучие средства.

– Вот этих балок совсем не было, их полностью заменили, – продолжает свой рассказ ФОКИН, указывая в раскуроченный рабочими пол. – Двое суток латали пролет. Потом еще и опоры укрепляли, сотни тонн бетона в них закачали.

Шагать по раскачивающейся на волнах полуторатонной махине, признаюсь, страшновато.

– Новый мостовой пролет будет легче почти на 300 килограммов, – говорит технический директор компании «Мост» Владимир МОГИЛЕВСКИЙ. – Сейчас технологии стали другие, но и менять пролеты сложнее. Ведь это приходится делать на плаву. А когда мост только начинали строить, Волга была всего 800 метров в ширину, и тут, где сейчас вода, повсюду были леса.

Всего в этом году планируется поменять три пролета. При таких темпах полностью мост обновят лишь к 2008 году.

– Можно было бы все сделать не за 5 лет, а за 7-8 месяцев, – рассказывает заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Сергей ПРИЕЗЖЕВ. – Если бы полностью перекрыть движение, но из-за навигации и железнодорожных маршрутов нам этого не позволят сделать?.. После установки нового пролета движение возобновляется уже через 16 часов.

Еще несколько минут, и пролет вместе со своей печальной историей отправляется на берег, где его уже поджидают с резаками, чтобы распилить. Медлить не будут и никаких скидок на легендарность – пока пролет не сдан в лом, он числится на балансе, и за него надо платить налоги. Проза жизни.

До свиданья, усталый металл! Мы не прощаемся. Глядишь, через некоторое время вернешься к нам переплавленный в какие-нибудь сковородки. Главное, чтобы твоя история с «Александром Суворовым» к нам не вернулась.