К нему не зарастет народная тропа

Повезло: в список группы журналистов, отправлявшихся в Болдино с цельюболее углубленного освещения пушкинской темы, попала и моя фамилия. Исполнилась давняя мечта: ступить на землю, где лучшие свои произведения написал величайший поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин.

Приехали мы в субботу, по улицам поселка носились свадебные кортежи с непрерывно работающими клаксонами. Но вот она, заветная калитка, и другой мир принял нас в свою тишину, красоту и задумчивость. И даже шумные свадебные процессии (а молодожены обязательно возлагают цветы к памятнику великого поэта) на территории болдинской усадьбы становились строже и серьезнее.

Музей-усадьба носит звание «народного». В этом есть свои плюсы и, к сожалению, минусы. Народный он потому, что открыт по просьбе жителей Болдино, писавших об этом в правительство. И создан народом, сохранившим рукописи и рисунки поэта, фрагменты убранства дома, где жил и творил Александр Сергеевич.

Роскошью дом поэта не потрясает. Первое впечатление – разочарование: деревянные полы, голые стены, минимум мебели…

Только потом оцениваешь истинную ценность того, что сохранено болдинцами, – рукописи, рисунки, письма, книги. Все – в подлиннике. Его рукой расписанный листок, на котором – все даты начала и окончания работ над каждой главой «Евгения Онегина». Цены этому листочку нет, равно как и знаменитому портрету первой красавицы России Натальи Николаевны Гончаровой, его жены, его музы.

Сохранено многое – барские конюшни и даже баня. Стоитусадьба, прибранная и ухоженная руками тех, кто этот музей хранит для потомков. А что касается минусов, упомянутых выше, то народный музей-усадьба Александра Сергеевича Пушкина живет на сущие гроши. Если взять наши краеведческий и художественный музеи, имеющие статус государственных и испытывающие немалые финансовые трудности, то болдинский музей вообще не понятно, как сводит концы с концами. Равно, как и его сотрудники: экскурсовод получает 2000 рублей, а прочая обслуга и того меньше, всего тысячу, как говорят, «грязными».

Кто-то пошутил, мол, правильно говорят, что не в деньгах счастье, но что-то в них все-таки есть. В болдинском музее сотрудники первую часть пословицы более чтят. Полтора часа идет экскурсия по усадьбе. Устала я и присела на резную скамеечку недалеко от памятника поэту. Немолодых уже лет мужчина, как оказалось, рабочий при усадьбе, подсел, спросил, кто мы и откуда, и заговорил о доме и его бывших хозяевах так, будто только вчера расстался с ними. «Вон там, смотри, барские конюшни. Александр Сергеевич любил верхом ездить, даже в письмах писал, что места здесь красивые, простора много, скачи, сколько хочешь. А вон видишь – баня, за ней к нему на свидание девчонки бегали. А вот Наташа, жаль, всего один раз сюда приезжала, но до сих пор в этих аллеях юбки ее шелестят». Видимо, жить на земле Пушкина и не быть поэтом просто невозможно.

Возвращаясь, обмениваясь впечатлениями, все мы сошлись на одном: литературной Меккой должно бы стать место, где гений мировой поэзии написал лучшие свои произведения, большую часть их. Сюда надо направлять потоки туристов, наезжающих поглазеть на Россию, сюда в каникулы просто обязаны свозить своих учеников педагоги. Но у последних нет денег, а первые, высоко стоящие и далеко глядящие чиновники, похоже, забегались в поисках национальной идеи. Да не там ищут.

На рабочем столе Александра Сергеевича стоит портрет жены работы Карла Брюллова. В грустных глазах юной красавицы застыл то ли укор, толи вопрос: «Ну, что ж вы так?». И нет на него ответа…